Что в реальности вы смотрите через настоящий иллюминатор, что дома с дивана глазеете на стеклянную телекартинку… Поэтому такой вариант мы отодвигаем ближе к пенсионному возрасту.
Сегодня мы отправляемся в путь на собственном авто. Очень мобильный и скоростной способ путешествовать. Плюсов очень много. Есть, конечно, и минусы, о них позже, но всё же больше положительного.
Во-первых, вы не зависите от багажа. Можете взять столько, сколько необходимо, и даже немного больше.
Во-вторых, вам не надо учить наизусть расписание поездов и автобусов. Причем если поезда все-таки ходят по заявленному расписанию, то местные автобусы могут не появиться вообще. А если и появляются, где-то между основными остановками — не факт, что вас подберут с обочины.
В третьих, вы вольны в выборе маршрута поездки.
Стоит оговориться сразу: не всякая «Лада» доедет до цели. Дорог в Карелии хватает, но… асфальта мало! Самая надежная дорога — это Санкт-Петербург — Мурманск (М18). Ехать можно.
Дорога на Сортавала тоже асфальтирована, но «немного» не дотягивает до немецкого автобана. Есть еще трасса Кочкома (это за г. Сегежа) — Костомукша. Вполне терпимая, если не обращать внимание на пни, поднимающие асфальт! Ну, и еще парочка второстепенных дорог с частичным цивилизованным покрытием. Всё остальное — это лесные дороги. Бывшие лесовозные и построенные еще при советской власти пути сообщения между поселками. Камней много, ям тоже. Если дороги засыпаны щебнем — значит, это град камней по днищу автомобиля. Ехать надо не спеша. Не пылить!
Из всего выше перечисленного делаем вывод. Уровень технического состояния и надежность автомобиля должны быть на высоте. И просвет между дорогой и днищем — побольше, и колеса — пошире. Не дай бог сломаться в пути. Если на центральных дорогах вас, может быть, и выручит кто-либо, то на второстепенных — уже сомнительно. Там и машины не каждый день ездят. Да и не всякая машина остановится в глухомани. И если у вас добрая душа и одолевает жажда помочь ближнему на обочине у машины с поднятым капотом, бог вам в помощь. Тут, как говорится, закон — тайга, медведь -хозяин.
Это тем, кто любит почувствовать себя первопроходцем. Забраться в дикий угол и куковать там пару недель посреди проселка в ожидании эвакуатора. Мобильный телефон лучше переключить на Мегафон (точнее — обязательно!). Сеть очень широкая. Есть мертвые зоны, но если пройти 20−40 км, то можно войти в зону доступа!
Автозаправки есть у каждого районного центра и местами вдоль трассы М18. Но пара канистр на багажнике не помешает. Неэстетично, зато надежно. И всякие там мелкие запчасти. В пути пригодится всё.
Не стоит оставлять автомобиль на долгое время без присмотра. Особенно в лесу или у озера. Пока вы ловите большую щуку, вашей «ласточке» могут приделать ноги. Вернее, открутить их. Впрочем, эта практика распространена довольно широко. Кажется, по всей России.
Еще один несомненный плюс автопутешествия. Можете прямо в лесу наварить себе варенья и спокойно везти его домой. Если ягоды у вас конфискуют (законы такие), то банки с брусничным вареньем — не посмеют.
И грибочков можно отварить, посолить и привезти домой прямо в тазике. Свежие не довезете. Я такие грибоварни в лесу встречал, конвейер! А чем не отдых? На пеньке, у костра, под щебет птиц! И нет необходимости спешить поутру на электричку. Сходил спросонья «до ветру», заодно корзинку лисичек принес. А мужикам в руки по удочке — и на озеро. Пусть завтрак добывают.
Вот только несколько положительных моментов передвижения на собственном автомобиле.
В принципе, все карельские достопримечательности можно без особых проблем увидеть, путешествуя именно на авто. Находятся ли они вдоль автомобильных дорог или где-то рядом. Не считая тех, что на островах. Мы их уже посмотрели с теплохода.
Ну что, поехали?
Хотя торопится не будем и рассмотрим еще один способ передвижения. Пеший.
Готовьте кеды. В следующем обзоре пойдем пешком.