А знаете ли вы, как отмечали Хэллоуин до появления американского кинематографа, познакомившего нас с шутливо-озорным праздником вурдалаков, демонов, черных кошек и домовых? Или еще раньше, до открытия Америки?
В далекие языческие времена, ближе к концу осени кельтские пастухи пригоняли свои стада с летних пастбищ и готовились к унылой холодной зиме. Подходила к концу сытая, солнечная, радостная пора. Светлая половина года встречалась с темной.
Это происходило в священные дни — дни Безвременья, не принадлежавшие ни светлой половине года, ни темной. В это волшебное время поднимался занавес между миром живых и мертвых, раскрывались холмы — обители эльфов и фей, миром правил хаос.
Только сообща люди могли противостоять силам тьмы. И кельты собирались вместе на празднике Самайн — последнем пиршестве в преддверии зимы с ее скудными однообразными трапезами. Пик празднования, длившегося семь дней, с 29 октября по 3 ноября, приходился на ночь с 31 октября на 1 ноября.
Дабы отпугнуть блуждающих в ночи Самайна духов умерших, на стены домов и крепостей вывешивали человеческие черепа и бальзамированные головы. Опасаясь возвращения покойного врага или исполнения его проклятий, кельты отделяли голову — вместилище духа и знаний — от тела убитого и хранили как военный трофей. Люди, гуляющие в праздничную ночь, часто носили с собой головы, вырезанные из репы. Подражая нечисти, они стучались в двери, требовали угощения. Если угощения не было, то хозяев ждали грубые шутки и розыгрыши.
Прощаясь с умирающим летом, кельты гасили огонь в очагах, светильники, тушили костры. Свет и тепло возвращались в дома с факелом, зажженным от нового, чистого огня, добытого жрецами-друидами трением или высеканием. В этом была надежда на повторение природного цикла, возвращение светлой половины года.
В Самайн гадали на будущее. Тонкой лентой снимали кожуру с яблока — чем дольше не прервется полоска, тем длиннее будет жизнь. Девушки и парни гадали на свадьбу: вылавливали яблоко из воды без помощи рук, зубами — кто первый поймает, тот и женится первым после праздника.
Во второй половине I века до н.э. Юлий Цезарь за несколько лет войны почти полностью уничтожил кельтов. Кельтские племена уцелели только в Бретани, на английском полуострове Корнуэлл и в Ирландии, но со временем и они ассимилировались с англо-саксами. Тем не менее, кельтское наречие, легенды, традиции сохранились до наших дней.
Никто больше не украшает заборы черепами — их сменили набитые соломой мешки с нарисованными углем лицами. «Угощение или розыгрыш» превратилось в детскую забаву. После того, как в начале XI века католический праздник День всех святых был перенесен с 13 мая на 1 ноября, за языческим праздником Самайн закрепилось имя «Хэллоуин» (Halloween) — сокращенное от «All Hallows' Eve», то есть «Ночь накануне Дня всех святых».
А когда многие ирландцы — современные потомки кельтов — иммигрировали в США, появился самый яркий символ праздника: смешливые и пугающие рожицы оказалось удобно вырезать из тыквы, урожай которой собирают в Америке в октябре.