Таким образом, национальный стереотип можно определить как предвзятое отношение к представителю той или иной нации.
Ученые-психологи считают, что национальные стереотипы возникают и живут в нашем сознании из-за слабости нашего критического мышления. Чтобы жить в этом мире, полном самых разнообразных явлений и людей, человеку требуются определенные упрощения-категории. Поэтому он, вместо того чтобы всесторонне рассмотреть каждого, с кем общается, навешивает на него известный ярлык. Так нам легче и проще.
Кто из нас не улыбался, увидев на экране ТВ в программе «Наша Раша» гастарбайтеров Равшана и Джамшуда? Действительно, когда эти горе-строители заклеивают окна обоями, варят суп из хозяйской кошки и коверкают русский язык, это может быть кому-то даже смешно. Такой вот обидный, по сути, образ строителей-таджиков, да и в целом всех гастарбайтеров, создан на нашем телевидении.
Задолго до Равшана с Джамшудом, еще при советской власти, эталоном недалекого человека у нас был чукча. Кто не слышал анекдотов про этого представителя народов Крайнего Севера?
Да что там чукчи. Давайте вспомним хохлов с их «прижимистостью, хитростью и любовью к салу».
Или грузин, которые «все ходят в кепках-аэродромах, продают зимой мимозу и гвоздики и дают взятку машиной „Волгой“ или бараном за поступление сына в столичный вуз».
Прибалты у нас якобы заторможены, белорусы питаются одной бульбой, все цыгане воры, попрошайки и, вообще, детей крадут.
Все молдаване недалекие, потому что с раннего детства пьют виноградное вино.
Больше всего обидных ярлыков досталось, пожалуй, евреям. «Хитрые, жадные, с большими носами, каждый день едят фаршированную рыбу, презирают всех остальных и так и норовят обмануть каждого русского».
Вспомним здесь также представителя закавказских народов — армянина, который, «где прошел, там двум евреям делать нечего».
Ну, а титульная нация России — русский народ, что говорят о нем другие. Лень, пьянство и неопрятность — одни из самых обидных и болезненных стереотипов для русских.
Особенно много прозвищ по национальному признаку бытует в армейской среде. Раньше призывников из среднеазиатских республик дразнили «чурками». Сейчас выходцев с Кавказа называют «зверьми, черными, азерами» не только в армии. Это не мешает им приезжать в российские города, оккупировать там продовольственные рынки и открывать свой бизнес, легальный или нелегальный. Как видите, среди бесправных мигрантов-строителей — белорусов, украинцев, молдаван и таджиков, их нет. Теперь давайте представим себе русского, который приехал, к примеру, в Баку и открыл там свое дело. Это не напоминает вам самый короткий анекдот: «Еврей — дворник»?
Почему же всем так неприятно, когда кто-то грубо касается национальных образов?
Здесь надо отметить, что стереотипы и основанные на них фольклор и анекдоты в межнациональных отношениях — фактор весьма распространенный. Они упрощают представление о том, как выглядят другие народы и кто такие мы сами на их фоне.
С одной стороны, подобные байки и шутки оживляют нашу повседневную жизнь, придают «перчинку» в общении. Критический взгляд со стороны иногда бывает даже полезен.
С другой стороны, национальные стереотипы не могут детально и точно описать тот или иной народ. Ведь среда обитания у народов, населявших не так давно Советский Союз, была очень разной. Вспомним тех же чукчей, в языке которых насчитывают около двухсот синонимов определения состояния снега, сванов, населяющих горные районы Грузии или степных кочевников киргизов.
У каждой нации в ее культурном, историческом и религиозном багаже есть также масса различий и вещей, присущих только ей и которым она придает особое значение.
Так, у народов, исповедующих ислам, есть четко прописанное понятие «харам»,
Есть одна тонкость в межэтнических отношениях, которую стоит здесь упомянуть. Ее можно отнести к двум соседним народам, например, русским и украинцам, и даже разным группам внутри одной национальности. Разница в культурном развитии у них совсем мала. Но, тем не менее, у каждого имеются свои стереотипы восприятия друг друга и свой фольклор. Поэтому выпячиваются порой совсем незначительные на первый взгляд мелочи. Взять, к примеру, любовь украинцев к салу. Оказывается, половина населения этой соседней страны терпеть его не может, а сало больше едят в Беларуси, где свиней выкармливают картошкой.
В анекдотах «москали» обычно больше пьют, а «хохлы» изворотливы и прижимисты. Но, как известно, большой разницы между водкой и горилкой нет. Вообще, бытовые перешучивания между Россией и Украиной напоминают больше разборки много лет проживших под одной крышей и недавно разошедшихся супругов.
В том, что мы сочиняем друг о друге анекдоты и смешные байки, плохого ничего нет. Куда страшнее, когда культурно близкие народы начинают видеть в соседе настоящего врага, как это было в распавшейся Югославии между говорящими на одном языке сербами и хорватами.
И не дай нам Бог, если нечто подобное случиться с нами. Тогда станет уже не до анекдотов.