О Тенерифе знали издавна, Платон считал Канарские острова остатками легендарной Атлантиды, прочие древние давали им разные красивые названия. Известны были эти острова финикийцам, грекам, карфагенянам и римлянам. А вот на языке гуанчей Тенерифе означает «белая гора» — поскольку самый пик вулкана (3718 метров) покрыт снегом.
Гуанчи
Попытки колонизировать остров Тенерифе предпринимались уже с позднего Средневековья: есть документально зафиксированные свидетельства путешествий норманнов, генуэзцев, каталонцев, португальцев. Но покорила острова испанская армада. Испанцы сломили сопротивление коренных жителей острова — таинственных
Этот удивительный исчезнувший народ вызывает все больший интерес. А со времен посещения острова Туром Хейердалом не прекращается научная работа по изучению уникальной цивилизации коренных жителей Тенерифе. Образы гуанчей используются вовсю, даже в киче: целые сценки или картинки можно увидеть в самых неожиданных местах.
Кто же были гуанчи? А это до сих пор неизвестно. Возможно, когда-то пришли с Северо-Запада Африки, но были при этом светлокожи и светлоглазы. Есть предположение, что они входили в свое время в число так называемых «Народов Моря», наводивших ужас на все побережье Средиземное моря, особенно, на Египет. Прекрасно владея мореходной техникой и навыками, они могли постепенно добраться и до места, где по какой-то причине остановились и «приземлились», утратив постепенно свои мореходные таланты, подобно жителям острова Пасхи. Стал народ вполне земной, привык к оседлой жизни.
Но в самоназвании «гуанчи» — выходец с Тенерифе (или житель Тенерифе). Тоже загадка: ведь они откуда-то появились на острове в Атлантике. Теории остаются теориями, продолжают рождаться новые предположения, а тайна не разгадана.
К моменту прибытия колонизаторов гуанчи продолжали жить в неолите. Проживали они в пещерах, разводили коз, понемногу занимались сельским хозяйством. Славились своими собаками, которые прекрасно помогали им пасти стада коз. Собаки гуанчей — особая тема для разговора.
Пещеры и обыденная жизнь
Пещеры гуанчей разбросаны по всему острову. Иногда совершенно непонятно, как (и зачем) гуанчи могли пробираться домой по совершенно непроходимой скале (как здесь, на скале Мартианеса).
Но, видимо, жить в пещерах было гораздо удобнее, чем строить жилища. Не так жарко летним днем, не так ветрено зимней ночью (несмотря на то, что Тенерифе имеет приблизительно одинаковый климат круглый год, все же крохотная разница в сезонах чувствуется). И, прежде всего, безопасность: самые крепкие из возможных стены, защита от непогоды и во время войн. Жили у самого входа, где больше воздуха, света и тепла. Освещали свои пещеры керамическими лампами на животном жире.
Мумии
Некоторые пещеры были строго местами захоронений — здесь оставляли своих мертвых, предварительно забальзамированных. Уровень «ухода» за мертвым телом и оставляемые предметы, сопутствующие путешествию души в следующий мир, указывали на социальное происхождение умершего. Чем больше предметов и краше украшения — тем «солиднее» был человек. Как и везде.
Судя по всему, гуанчи верили в одного всемогущего бога и в бессмертие души. И были они одним из трех народов, которые обладали навыками мумифицирования. Делать мумии — искусство и особый обряд. Мумии известны только у древних египтян, перуанцев и гуанчей. Это также послужило одной из причин, которая заставила Тура Хейердала сделать предположение о некоторой связи между столь далекими культурами.
Сохранившиеся мумии, завернутые в козьи шкуры, можно посмотреть в столичном музее — их довольно много: мужчины, женщины, дети. Видны даже черты лица, хотя грустно и странно приглядываться к останкам давно усопшего человека.
Пещеры и мумии — не единственное, что отличает гуанчей. Следы их продолжительной жизни на острове видны во многом. И одно из самых интересных мест на острове — комплекс пирамид. О пирамидах — в следующий раз.