Самое начало новой эпохи — эпохи великих географических открытий. А первооткрыватель вместе с другими капитанами и семьями в 1420 году основал первые португальские колонии на Мадейре. Так что острову Мадейре официально исполнилось 590 лет, пусть некруглый, но юбилей…
Конечно, «слухи» о Мадейре доносились до человечества и раньше. Древние греки и римляне (Плутарх и Плиний) упоминали некие Благословленные Острова, было и романское предание о двух влюбленных, которых в шторм прибило к этому острову. В честь юноши названо местечко на побережье.
Сейчас Мадейра — автономная провинция Португалии (она вдвое ближе к Африке, чем к самой Португалии). Но как это отражается экономически и житейски — не знаю.
Мадейру издавна присмотрели немцы-туристы (впрочем, немецкий турист — один из самых активных в мире). И местные жители традиционно вторым языком выбирают немецкий. Впрочем, сейчас и английский в ходу.
А также можно ненароком услышать украинскую речь. В Португалии вообще довольная большая украинская диаспора: уезжали в 90-е, «когда есть было нечего и работать негде», поодиночке или парами, там работа нашлась и для мужчин, и для женщин. Не Бог весть что, конечно, но в подобных ситуациях «быть бы живу», люди не чураются предложенной работы. Многие молодые женщины работают официантками в ресторанах, услышав русскую речь, с удовольствием подходят. Никакие политики не способны разъединить эту общность. Бывшие наши соотечественники изредка устраиваются и в турагентства, одним словом, работают, и работают хорошо, осваивая новую страну, новый мир.
Мадейра — остров маленький, сверху, когда приземляешься, — так просто гора в океане. Тем не менее, занятий себе можно найти множество. Приезжают и любители-полупрофессионалы разных видов спорта: в океан уходят дайверы, в горы — альпинисты. А горы там необыкновенные. Самая высокая — Пику-Руйву почти 2 километра «ростом» и до нее добраться непросто. До других вершин, поменьше — можно прямо доехать. Но поездка по дорогам Мадейры — это настоящее испытание. Даже «видавшие виды», много чего познавшие на родных дорогах российские мужчины, бывает, и бледнеют, просто переезжая из одного населенного пункта в другой на рейсовом автобусе. Нет, автобусное сообщение прекрасное, покрытие хорошее, и водители — асы, только непонятно, каким образом ты до сих пор еще не сверзся в пропасть. Как они ездят — загадка для всех. И машину там брать самостоятельно не стоит, фантастическая узость и извилистость дорог — не преувеличение.
На вершинах некоторых гор есть смотровые площадки. Облака плывут где-то далеко внизу, но сама площадка оказывается такой маленькой, что постоять на ней можно, только плотно вжавшись в дверцу машины. А может, сказывается высота…
Зато с каким удовольствием спускаешься вниз, частично пешком, 12−15 километров. И не нужно никакой особой тренированности — достаточно пологий спуск, по выложенным когда-то рукотворным «водяным путям». Эти пешие маршруты называются по имени каналов — левады, а левады — и есть оросительные каналы по склону гор. Они существуют с XVI века, но вода до сих пор течет, для людей — вполне приличные тропинки рядом (изредка предлагается страховочный трос). А фантастической красоты субтропические леса Мадейры признаны Всемирным наследием ЮНЕСКО.
Мадейра богата водопадами, и часть воды удалось направить вниз — к человеческому жилью. Кстати, «оросить» водопадом может просто по дороге. Конечно, под самый сильный водопад не попадешь (к ним пешком можно пройти), но частично машина может «прополоскаться» брызгами ближайших водопадов.
На Мадейру летят те, кто любит океан. Атлантика настоящая — очень живой и богатый подводный мир, вплоть до не очень симпатичных созданий (скатов, опасных медуз). А еще туда летят те, кто хочет посмотреть на китов. Там проходит великий путь китов «из варяг в греки», то есть с севера на юг, по течению. В районе прибрежных вод столицы острова — холодное Канарское течение (как ответвление Гольфстрима), и киты, надо полагать, пользуются этим течением как эскалатором. А может, они просто любят там подкормиться — очень уж много живности в этих прохладных водах. В любом случае — один из традиционных путей китов пролегает совсем рядом с береговой линией Мадейры.
Из Фуншала постоянно выезжают катамараны и очень осторожно подходят к месту, где гордо и величаво проходят киты. Наблюдать за людьми в это время — не менее интересно, чем за китами. Реакция — праздничная, даже немного диковатая, с желанием покричать, залезть повыше, чтобы лучше рассмотреть. Конечно, увидеть этих необыкновенных животных — явление нечастое в нашей жизни. Интересно только, кого еще человечество будет восторженно и с изумлением наблюдать через пару сотен лет?
Фуншал — столица Мадейры, очень симпатичный городок с большущими парками и садами, по которым одно удовольствие гулять не только людям, но и птицам. Птицы — тоже необыкновенные, многие из них эндемики (то есть живущие только в определенном ареале). Цветы — самые большие и красивые, которые я только видела в жизни. Особенно красив парк святой Катерины. Само название столицы говорит о зелени — ведь названа она в честь фенхеля.
По канатной дороге можно попасть в различные небольшие музеи. На площадях города — непрерывные уличные концерты, как положено, поют фаду. В Фуншале есть и свой старый город (Се), в котором свои удивительные уголки со старыми церквушками. А в пригороде Фуншала — Монте — жил отправленный в ссылку последний из правящей династии Габсбургов — Карл I. Там же он и умер 1 апреля 1922 года.
Интересно, что покровителем Фуншала считается Иаков Алфеев (по-португальски São Tiago Meno) — один из апостолов Иисуса Христа, память о нем есть и в православной, и в католической церкви. А сам праздник столицы острова — 21 августа.
Пусть первые поселения на Мадейре относят к 1420 году. (Кстати, первая виноградная лоза была высажена на острове уже через год.) Эти поселения были точно не последними. С Мадейры многие уезжали в «большой мир» (футболист Криштиану Роналду, например). Но туда многие и приезжают. И гостей с каждым веком и с каждым годом прибывает.
Всем хорош остров для отдыха. Почти на любой вкус.