5 августа 1966 г. было принято решение, что «Союз-1» будет пилотировать Владимир Комаров. Его дублером назначили Юрия Гагарина. Как известно, этот полет закончился трагически.
Корабль не был доведен до необходимого технического уровня. Но Брежневу очень хотелось блеснуть очередным достижением в космосе к Первомаю, и он потребовал срочно организовать полет. Ракету стали спешно готовить к старту. Первая же проверка выявила более сотни неполадок. Вообще-то, лететь должен был другой космонавт. Однако, после сообщения о таком числе неисправностей, у него поднялось кровяное давление, и врачи запретили отправлять его в полет. Уговорили лететь Комарова, как наиболее подготовленного космонавта.
После успешного старта корабля о его полете было объявлено по радио, и все ждали его возвращения. Корабль вышел на орбиту, но неполадок оказалось так много, что его надо было срочно сажать. Комаров ругался из космоса: «Дьявольская машина. Ничто не поддается управлению!».
Несмотря на неполадки, он вывел корабль на траекторию снижения.
Подвела его технологическая небрежность одного из монтажников. Чтобы добраться до одного из агрегатов, рабочий просверлил отверстие в теплозащитном экране, а затем забил в него стальную болванку. При входе космического корабля в плотные слои атмосферы болванка расплавилась, струя воздуха проникла в парашютный отсек и сдавила контейнер с парашютом. Тот вышел не полностью. Космонавт выпустил запасной парашют.
Тот вышел нормально, но капсула начала кувыркаться, первый парашют захлестнул стропы второго и погасил его. Комаров потерял какие-либо шансы на спасение. Он понял, что обречен, и на всю Вселенную обматюгал наших правителей. Американцы записали его душераздирающие разговоры с женой и друзьями, жалобы на нарастание температуры, предсмертные стоны и крики. Владимир Комаров погиб при ударе спускаемого аппарата о землю.
Нечто отдаленно похожее было и у американцев. Космический челнок «Колумбия» стартовал с мыса Канаверал 16 января. Посадка «Шаттла» должна была состояться 1 февраля в 16:16 (по киевскому времени) в Космическом центре Кеннеди на мысе Канаверал во Флориде.
Это бы и случилось, если бы… если бы в 15:57 не начали массово отказывать температурные датчики, расположенные в левом крыле космического челнока.
В момент аварии «Шаттл» находился на высоте 60900 метров над уровнем моря, чуть севернее центральной части Техаса. Сообщалось, что его скорость была около 8 километров в секунду (20 тысяч километров в час), то есть, в 18 раз превышала скорость звука.
И случилось непоправимое. В 16:00 связь с кораблем была утеряна. А вскоре телекомпании всего мира прервали передачи и показали кадры, на которых видно, как небо разрезал инверсионный след спускающегося челнока. Затем белая линия распалась на две части, а там и на много мелких полос.
«Шаттл» не был обеспечен индивидуальными средствами спасения, и астронавты не смогли катапультироваться с борта космического челнока. Слишком высоко находились они над землей, слишком велика была скорость их полета…