Тем более, до святилища от поселка не так уж и далеко. С километр, не больше. Это расстояние можно пройти пешком. Или сесть на экскурсионный трамвайчик, что курсирует между поселком и святилищем.
Но лучше — на своих двоих. Как раз и время будет, чтобы рассказать о том, кто такой этот Митра и как его занесло в окрестности Фертёракоша.
Ученые до сих пор спорят. Нет у них единого мнения по поводу того, как в последние века до нашей эры в эллинистическом мире возник так называемый митраизм, особая религия поклонения богу света — Митре. Некоторые, например, тот же Кюмон, считают, что Митрас — это латинизированный вариант произношения имени древне-иранского бога договора и согласия — Митры. Мол, ещё Дарий III перед знаменитой битвой при Гавгамелах, призывал персидскому войску в помощь Солнце, Митру и священный огонь. Но… Не помогли персам их боги.
Зато о них узнали воины Александра Македонского. И те из них, кто потом вернулся в родные края, принес с собою и культ этого бога.
Вполне может быть. Тем более, что изначально митраизм был широко распространен именно среди солдат,
Другая группа ученых, среди которых С. Викандер, Джон Хиннеле, Р. Гордон, утверждает, что античный митраизм — это самостоятельная религия, ничего общего не имеющая с древне-иранским культом. А имя бога было просто позаимствовано её основателями для повышения авторитета новой веры среди населения. Всё-таки одно дело, когда религия возникает на голом месте и совершенно другое, если она имеет такие древние корни. Мол, и задолго до нас верили… Ну, а уж нам сам бог Митра велел.
И народ верил. В новой религии его привлекали как блаженная жизнь после смерти, так и равенство между поклонниками бога Митры ещё до того, как все они покинут эту грешную Землю. Да и как не верить? Особенно, если учесть, что с конца II века нашей эры митраизму покровительствовали римские императоры. В этом, например, были замечены и Аврелиан, и Диоклетиан.
Так что нет ничего удивительного, что во
Но по итогу вышло то, что вышло. Одолело учение Иисуса Христа. И сегодня вокруг нас много христиан. Православных, католиков, протестантов, лютеран. А вот митраистов… нет. Забыли в Европе об этом боге. На долгие полторы тысячи лет забыли. И о самом боге Митре, и о его религии, и о местах поклонения ему. Так называемых митреумах. Местах, где совершались специальные обряды поклонения богу — мистерии.
А совершались они, ни где попадя. Митра ведь, как утверждает его культ, родился из камня. Вот только где родился — есть разночтения. По одной из версий — «из камня, лежащего у реки». По другой — из камня в пещере.
Поэтому все митреумы располагались в пещерах. Ну, а если эта пещера ещё и лежала неподалёку от водоёма… Так вообще хорошо! И первой версии рождения бога отдано должное, и второй — почет оказан.
Из такой категории святилищ было и фертёракошское. И в пещере, и от реки Ракош не очень далеко.
Но об этом многие сотни лет никто даже и не подозревал. Пока в июле 1866 года два человека — шопронский мальчишка Ференц Шторно и фертёракошский мастер резьбы по камню Дьёрд Меллешич — независимо друг от друга не наткнулись на странную яму в лесу Сархалми. А вот дальнейшее открытие ценностей этой «ямы», по итогу оказавшейся пещерой, принадлежит уже одному человеку. Отцу мальчика — Ференцу Шторно-старшему.
После обследования пещеры он обнаружил высеченный в известняке барельеф с культовым рисунком, три камня алтаря, две львиные фигуры и… могилы. Среди которых 27 были с кремированным прахом и только одна с остатками костей скелета.
Во избежание дальнейшего разрушения пещеры Ференц сделал над ней специальное покрытие из фертёракошского известняка.
Вполне естественно, что этим уникальным открытием сразу же заинтересовались ученые, которые довольно активно начали работать над материалами, найденными Ференцом Шторно-старшим. Конечно, на время военных действий, как Первой мировой, так и Второй, им приходилось делать вынужденные перерывы. А по окончанию последней… Все исследования вообще пришлось свернуть.
Как обычно, в дело вмешался Его Величество Случай. Как закончились военные действия и державы-победительницы договорились о новых европейских границах, вдруг выяснилось, что фертёракошское святилище, о котором там, на самом верху политического Олимпа никто и слыхом не слыхивал… Святилище оказалось практически на самой австро-венгерской границе. Между молотом и наковальней двух противоборствующих мировых систем. Капитализма и социализма.
Повезло, так повезло… До 1989 года до святилища не допускалась ни одна живая душа. Даже ученые с известными всему миру именами. Как можно?.. Граница!
Только в 1991 году началась работа по восстановлению древнеримского святилища. Благодаря шопронскому археологу Габриэлю Габриэлле и скульптору-реставратору Дьердю Ковачу оно приобрело тот вид, который при желании можно увидеть и сегодня.
В том же самом году по проекту Агнесс Видар над святилищем было построено специальное здание, защищающее и пещеру, и её внутренний интерьер от воздействия внешней среды.
Да вот, кстати, и оно. Дошли. Если кто устал, то можно передохнуть на рекреационной площадке, что устроена рядом с защитным зданием. А если силы ещё в пороховницах есть, то… Добро пожаловать в пещеру! Вот он, фертёракошский митреум.
Нет, свечей не надо. В пещеру уже проведено электрическое освещение, в свете которого хорошо видна так называемая тавроктония. Барельеф, на котором изображено заклание богом света Митрой быка, символизирующего тьму. Смерть которого должна породить новую жизнь. Согласно митраитских верований, из крови побеждённого Митрой животного должна прорасти виноградная лоза, а из мозга — зерно, дающее хлеб.
По бокам от сражающихся, держа в руках факелы, молча стоят две фигуры — Кауто и Каупопат. Восход и Закат. А перед барельефом — камни алтаря.
Вот практически и всё, что сегодня можно увидеть в фертёракошском святилище. Да, кому-то может показаться, что не так уж и много. Но даже эта кроха — осколок великой истории. Тонкая ниточка, связывающая нас с прошлым. И дающая надежду на то, что пока она в целости и сохранности, у всех нас есть будущее.
Ведь история — это наши корни. Без которых не живет даже самое сильное дерево…