Хотя, если на первый взгляд, что можно посмотреть в поселке, где живут… 274 человека? О чём тут и рассказывать-то?!
А вот есть о чём. Ну, хотя бы о том, как Фертёбоз до жизни такой докатился. Ведь это по последней переписи, 2008 года, 274 человека. А ещё в 1930-м, можно сказать, всего одно поколение тому назад, в посёлке жителей было в 2,5 раза больше: 682 человека. И куда же все они??? Туда же, куда и многие венгры. Да, по Фертёбозу, если есть такое желание, можно изучать новейшую историю страны. И не только её.
В 90-х годах прошлого века для Венгрии была характерна тенденция, когда молодёжь в поисках лучшей жизни, а в первую очередь — работы, массово мигрировала из сельской местности в города. Фёртебоз не стал исключением из правил. И из него уехала часть молодёжи.
В 60-е годы из пограничных с Австрией районов в принудительном порядке выселяли немцев. Ну, а от Фертёбоза до той самой границы… Считай, на ней, родимой, и стоит. Вот поселковые немцы и попали под общую раздачу.
Но больше всего посёлок, конечно, подкосила коллективизация 1952−53 гг. И связанное с ней раскулачивание. Почти 300 человек отправились тогда по этапу в венгерские лагеря. На медные рудники в Матрах. Или закрытые трудовые поселения в Хортобади. А кто и к нам, в Сибирь. Хотя, не все из них были кулаками. Или просто зажиточными хозяевами. Не все. Просто у венгров, как и у нас, русских — «лес рубят»… Тоталитарные системы, они хоть в России, хоть в Венгрии, хоть в Буркина-Фасо. Везде и всех — на одну колодку меряют:
— Ах, колхозы, значить, не самая эффективная система сельскохозяйственного производства?! Вяжи, Имре, ласты, ему, гаду!
И вязали эти самые «ласты». Почти каждому второму фертёбозцу.
О тех страшных событиях чуть более полувековой давности напоминает установленной в Фертёбозе памятник. Перед сложенной из местного известняка невысокой стеночкой, что раньше на большинстве венгерских подворий выполняла функцию изгороди, стоят три дерева. От которых остались… одни стволы. Все ветки-сучья обрубила безжалостная коллективизация. А без них, как и без крепких крестьянских хозяйств, какие плоды? Какая продукция? Вот и стоят они. Голые. Но живые. Потому что на каждом из стволов — прививка памяти. Несколько мемориальных табличек. А на них — имена и фамилии. Фамилии и имена. Много их… Тех фёртебозцев, что не по своей воле в 1952−53 гг. покидали родные места. И каждому из них нашлось местечко на том стволе, от которого когда-то отрубила их безжалостная рука системы.
А ведь это только один из тех памятников, которые есть в посёлке. И которые можно посмотреть, сфотографировать и оставить в своей памяти. Но… Для начала надо бы до Фертёбоза добраться!
Сделать это можно двумя путями. Первый — по узкоколейке от усадьбы семьи Сечени в Надьценке до самого посёлка. И если выберете эту дорогу, то, как выйдете на конечной остановке, не торопитесь в посёлок. Станция — совсем недалеко от горы Глориетт. Хотя гора эта, если честно, одно название… В окрестностях Шопрона местные жители под горами понимают все более-менее приличные по размеру холмы. Но суть не в этом. Холм ли Глориетт, гора ли, но на неё обязательно нужно подняться.
В 1800 году именно с вершины самой высокой точки в окрестностях Фертёбоза любовался открывшейся перед ним изумительной панорамой австрийский герцог и, по совместительству, фельдмаршал Империи — Йожеф Надор. А через два года на том самом месте, на котором стоял герцог, уже граф Ференц Сечени построил
Подняться к ротонде можно либо по пологой тропинке, серпантином поднимающейся на холм среди виноградных шпалер, либо по крутой, отвесной лестнице. Второй путь значительно короче, как-никак по тропинке до вершины Глориетт топать не меньше километра, но сил на подъём по нему уйдёт никак не меньше. Так что, может, приберечь этот вариант для спуска?
А если даже по облегченному варианту почувствуете, что сил на подъем уже не осталось — не стесняйтесь, остановитесь. Тем более, и повод есть. Где-то примерно на полпути от посёлка к вершине, на склоне холма, уютно расположилась
Народ так и сделал. Начал восстанавливать. А граф Бела Сечени выделил на это богоугодное дело деньги. И проконтролировал, чтобы в украшении церковного интерьера, росписи стен и потолка приняли активное участие не только лучшие шопронские художники, но и Эдуардо Лозано — мастер из такого далёкого от Фертёбоза Мадрида.
Эти росписи и интерьеры в целости и сохранности и по сей день. Так что не надо торопиться и бежать сломя голову мимо церкви. Зайдите, посмотрите, как работали настоящие мастера. И получите наслаждение.
А как насладитесь от души и живописной панорамой, что открывается от ротонды, и небольшой фертёбозской церквушкой с её красочными росписями… Вот тогда можно возвращаться в посёлок. Чтобы посмотреть и сам Фертёбоз, и те памятники, которые составляют его заслуженную гордость.
Что?.. «Подъём, спуск… Столько сил!». Неужели уже проголодались? Ничего страшного. В Венгрии от голода ещё никто не умирал. Здесь не только умеют, но и любят готовить. А когда блюдо приготовлено с душой… Даже сытый желудок и тот ему радуется. Ну, а уж голодный…
Правда, последнее — это уже из области ненаучной фантастики. Голодным в Венгрии вас не оставят. И в Фертёбозе — тоже. Даже не сомневайтесь! Здесь такой классный ресторанчик… «Bozi-rozi» называется. Если не самое, то одно из самых вкусных заведений такого типа в окрестностях Шопрона. А цены… По европейским меркам, дешевле — не найти. Хотя… Кто знает, может, и найти.
Ну, а тем, кто не знает — подскажу. Один день в году в Фертёбозе можно и завтракать, и обедать, и даже ужинать совершенно бесплатно. Халява, сэр. «Мани» — не надо.
Вот что действительно требуется, так это хорошее настроение, желание радоваться жизни и тем людям, которые окружают тебя. Без этого в Фертёбозе на том празднике, который в посёлке называют День Бузины — делать нечего…