Приглядитесь, добродушных лиц практически нет, как раньше — скажем, в восьмидесятые годы прошлого века. Те люди, насколько я могу вспомнить, были счастливы своим пусть и неярким, но простым счастьем. Пусть даже можно сказать, счастьем «застойным» (от названия той эпохи). Я помню те лица простых людей, хоть и шатался повсюду взъерошенным мальцом.
А теперь, в наши дни… Вот топает толстячок, ростом «от горшка два вершка», сущий «колобок». Тяжело дышит, тащит за собой четвероногого дружка — собачонку. Пыхтит и мужичок, и животное. В советское время подобные мужички-толстячки отличались природной добротой. А нынче пузан с ненавистью «тявкает» на свою собачонку: «Куда прешь мне под ноги, сука!» Оскал гнева запечатлелся на его физиономии.
Песик из-за брани хозяина такое же злобное выражение морды несет окружающим. Лица людей и даже животных, сдается мне, в наши дни радикально переменились. Что порождает означенную ненависть и столь жестокое выражение лиц именно сейчас? Почему раньше такого не было? Почему некоторые лица сейчас ничего не выражают, как у Фантомаса? Приведем некоторые, казалось бы, незыблемые постулаты и иные моменты, объясняющие отчасти причины перемен в выражении лиц людей.
1. Мой дом — моя крепость
Раньше каждый советский человек знал, что, как бы «хреново» ему не было, у него всегда будет крыша над головой. Сейчас люди видят, что постулат «мой дом — моя крепость» уже не отражает реальности. Любая хитрая комбинация «черных» риэлторов (подчас у вас за спиной), и вы уже лишены жилья! Не без помощи заинтересованных официальных лиц. Далее следует пинок, простите, «под зад», и вы — бомж. В советское время бездомных не было. Каждому полагался пусть подчас и крохотный, но угол. А когда у человека есть осознание, что государство о нем заботится, то и лицо его расправляется. Думаю,
2. Будь здоров, советский гражданин!
В советское время государство внушало гражданам: заботьтесь о своем здоровье! Не желаете? Тогда получите приказ на все предприятие и идите по врачам принудительно. Массовые, тотальные диспансеризации проводились среди всех слоев населения. Уровень знаний медицины обычных врачей из поликлиники подчас поражал даже иностранных коллег. Вы могли прийти с жалобой на горло, но, благодаря внимательному глазу врача и данным диспансеризации, у вас обнаруживали еще кое-какие недуги и тут же принимались их лечить. Перед поступлением в детский сад — дуй на диспансеризацию! Перед школой — снова на диспансеризацию.
Перед армией, поступлением на работу — извольте обязательно пройти всех врачей по длинному списку да сдать кучу анализов. Не хочешь — заставим! Постулат, что строитель коммунистического общества должен быть здоров, пропагандировался повсеместно. Ведь для воплощения идей Маркса необходимы были здоровые особи, а не трухлявые наркоманы. Теперь — все иначе. Почему строитель капиталистического общества должен быть доходягой? Почему он должен хлебать пиво ведрами и всегда иметь под рукой курево и «косячок»? Мне сия политика непонятна. Куда девались повальные диспансеризации на предприятиях?
3. Продукты питания. Вода
Качество питьевой воды и продуктов питания тех лет было не сопоставимо с тем, что лежит на наших прилавках и плещется в бутылях сейчас. Да, продукты тогда, в восьмидесятые, почти все были в дефиците, но то, что люди кушали и пили, проходило жесткий контроль на предмет соответствия ГОСТам. Ассортимент был ограниченным, но уж если вы покупали колбасу, то это была КОЛБАСА, а не палка из смеси непонятных ингредиентов. Качественная, пусть и простая пища с благодарностью принималась организмом и адекватно перерабатывалась.
Посему зашлакованность организмов людей в те годы была значительно ниже. Чище обмен веществ — радостнее лицо, легче походка. Помните популярнейшую песню советских времен Юрия Антонова со словами:
Летящей походкой ты вышла из мая
И скрылась из глаз в пелене янваpя.
Именно так передвигались советские девушки. А сейчас с гамбургером в одной руке, банкой пива в другой, с сигаретой меж зубов, девушка выкатывается на улицу в мини-юбке-трусиках и ее одолевает одышка. Лицо жаждет кислорода, оно морщится, что никак не соответствует летящей походке.
4. Ощущение человека себя частью огромного мощного целого. Общинность уклада жизни
Советская система, государство как метод организации пространства и людских ресурсов на тот момент приближалась к высокому уровню соответствия духу народа.
Социализм 70-х, 80-х, как ни странно, при всей атеистичности учения Маркса, ближе всего приблизился к христианскому мировоззрению. Колхозы, совхозы, кооперативы, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, заводы — все это были общинные по своей сути организации, близкие к укладу жизни наших предков.
5. Финансовая стабильность семьи
Каждый житель советской страны в «застойные» времена знал, что у него всегда будет аванс и зарплата. Столько-то он отдаст на коммунальные платежи, столько-то на взнос за кооператив, столько-то за гараж
6. Труд
В советские времена, если здраво смотреть на вещи, каждый находил себе применение, хоть какую-нибудь, да работу. Подчас самую простую, даже кажущуюся бессмысленной, на первый взгляд. Важнее другое: незыблем был постулат, что каждый житель должен быть обеспечен работой. Более того, государство настаивало на вашем труде: если вы живете в СССР, то извольте приносить пользу стране! Вы предпочитаете тунеядничать? Тогда вас привлекут за подобное трутневское существование. «Труд облагораживает человека!» Теперь же многие болтаются без дела, и оттого гнев на их лицах видится все явственнее.
В заключительной части статьи мы рассмотрим еще некоторые аспекты проблемы перемен выражения лиц у современных людей по сравнению с «застойными» годами и попробуем ответить на вопрос, почему же означенные перемены с нами произошли.