И что? Мало ли кто, когда и по какой причине фамилию меняет?.. Навряд ли этот факт из биографии Ференца остался бы в анналах европейской истории, если бы не его славные потомки, немало сделавшие для того, чтобы спустя многие столетия новая фамилия пожоньского дворянина оставалась на слуху.
Кто-то из нас любит сладкое, кто-то — не очень, но
Профессиональные кондитеры поговаривают, что автором этого рецепта был не кто иной, как князь Пал Антал Эстерхази. Австрийский военный деятель, фельдмаршал, основавший в Кишмартоне (нынешнем Айзенштадте) музыкальную школу.
Но сегодня — не о нём. О его младшем брате — Миклоше Иосифе, который ещё при жизни получил прозвище «Великолепный». И не просто так получил. Дыма ж без огня, как правило, не бывает!
Ну, согласитесь, как ещё можно назвать человека, характер которого полностью соответствовал его неофициальному девизу: «Всё, что Кайзер делает хорошо, я должен сделать ещё лучше!». И делал. Благо, средства позволяли. Князь был не «одним из самых», а самым богатым из всех венгерских дворян того времени. Так что мог себе позволить… Не только то, что могли себе позволить исключительно европейские монархи, но и более того. То, о чем они даже и не мечтали.
Вот, казалось бы, чего ему не хватало? Был ведь в родовом имении Эстерхаза, возведенный в 1720 г. ещё папенькой — Йожефом Эстерхази — охотничий замок: 20 комнат, 2 парадных зала, за три месяца построенные ни кем бы там… Известным венским архитектором Антоном Эрхардом Мартинелли.
Ну, чего ещё?! От добра добра, как известно… Нет. У Миклоша должно быть не просто хорошее. Или лучшее там. Самое лучшее должно! Чтобы во всей Венгрии, как минимум, такого — больше ни у кого.
И ведь сделал! Причем, в рекордно короткие сроки. Всего три года — с 1763 по 1766 год — продолжалось строительство, в результате которого удалось создать архитектурную жемчужину, и сегодня считающуюся самым большим и самым красивым дворцом Венгрии в стиле барокко. Дворец Эстерхази. Или, как его стали именовать почти сразу после завершения строительства и продолжают называть до сих пор — «венгерский Версаль».
Охотничий замок был серьёзным образом перестроен и расширен за счёт боковых зданий, подковой охвативших внутренний дворик, центр которого украсил огромный фонтан со скульптурами дельфина и херувимов. На главном входе посетителей дворца поражали созданные в 1764−66 гг., скорее всего, Мелькиором Хефеле, кованые ворота, по праву относящиеся к шедеврам кузнечного искусства. На разделяющих отдельные части ворот колоннах в качестве почетного караула встали резные каменные вазы в стиле рококо.
Над главным входом во дворец расположился поддерживаемый парными колоннами балкон, на который можно попасть по двухмаршевой пандусной лестнице, богато украшенной фонарями, статуями и оригинальными коваными перилами.
В самом же здании было оборудовано 126(!) комнат. И каких! Одна лучше и богаче другой.
На первом этаже расположились помещения для отдыха, летняя столовая и, пожалуй, самое красивое помещение дворца — зал для приёмов. Оформленный в итальянском стиле, он напоминает грот, пол которого выложен белыми мраморными плитами. В тон ему — стены, частью для контраста подкрашенные мягкой, успокаивающей глаз зеленью. На сводчатом потолке изображены мифологические сюжеты и танцующие ангелы, в руках которых цветочные гирлянды в форме фамильного вензеля семьи Эстерхази — латинской буквы «Е».
Здесь же, на первом этаже, можно полюбоваться установленными в банкетном зале скульптурами Иоганна Росслера.
Сохранились в замке и прекрасные фрески Йозефа Милдорфера, одного из тех многих венских живописцев-академиков, которые по приглашению Миклоша Эстерхази работали во дворце, оформляя его интерьер. На потолке парадного зала, например, изображен Аполлон на колеснице, на которую откуда ни посмотри — ощущение всё равно такое, будто выезжая прямо из неба, колесница мчится прямо на тебя, грозя буквально через считанные секунды повергнуть ниц и в плоский блин раскатать по полу неосторожного посетителя…
Но впечатление обманчиво. Четыре скульптуры, изображающие времена года, как стояли два с лишним века тому назад по углам зала, так и сегодня — в целости и сохранности. Не смяла и не растоптала их колесница грозного греческого бога.
И это — только несколько комнат из тех 126, что были богато декорированы в стиле рококо и обставлены великолепной мебелью, гобеленами, часами, венецианскими зеркалами и картинами из обширной коллекции князя.
Правда, золотой век «венгерского Версаля» длился недолго. В 1790 г. Миклош Эстерхази скончался. Его потомки переехали в основное семейное поместье — Кишмартон (Айзенштадт), перевезя туда большую часть картин, мебели, предметов роскоши. А дворец в Эстерхаза был практически брошен на произвол судьбы. Его помещения использовали в качестве складов, конюшен. В здании самого дворца во время Второй мировой войны располагался госпиталь. И, как печальный, но вполне прогнозируемый результат — почти полная утрата интерьеров, бывших когда-то гордостью не только Миклоша «Великолепного».
Но… Не всё так плохо, как кажется. В 1958 г., после тщательной реставрации, восстановивший свой величественный облик дворец Эстерхази снова открыл свои кованые ворота перед посетителями. В 2004 г. имение «пережило» ещё один грандиозный ремонт, в ходе которого реставраторы перекрыли всю крышу основного здания и пристроек, восстановили систему отопления, заменили окна. Так что сегодня «венгерский Версаль», пожалуй, даже лучше и величественнее, чем был при князе Миклоше.
Только не надо искать на карте Венгрии населенного пункта «Эстерхаза». В 1950 г., после его объединения с селом Шюттёра, у поместья другое имя. Фертёд.
А Фертёд, он же… Буквально в двух шагах от Шопрона. 25 километров на юго-восток от «самого средневекового» города Венгрии.
Так что если вдруг кто-то когда-то попадёт в Западно-Задунайский край… Ну, мало ли?! Ни в коем случае нельзя проезжать мимо маленького венгерского села Фертёд, в котором и жителей-то… Всего 3 тысячи. Но поверьте, Фертёд стоит если не мессы, то хотя бы того, чтобы остановиться и посмотреть великолепный «венгерский Версаль». Лучше один раз увидеть…