Знаменитый действующий мужской монастырь, одна его библиотека насчитывает огромное количество книг и свитков на греческом, латыни, грузинском и еврейском языках.
Через тысячу лет, в ночь на 31 октября 1997 года, в греческом «Гранд-отеле» в Афинах был зверски, с применением пыток, убит Хосе Муньос-Кортес, чилиец по происхождению, канадец по подданству. Он похоронен с почестями на русском кладбище в Джорданвилле, штат Нью-Йорк, США. То, что он берег все последние годы, приняв в Чили православие, исчезло безвозвратно. Убийц не нашли.
Объединяют эти (и не только эти) события Иверские иконы, таинственно исчезающие в России (СССР) и в Греции.
Иверская икона имеет древнюю и интереснейшую историю. Известна эта иконография с первого века, и по одной из легенд, первым написал образ
Сама история Иверских образов необыкновенна. Что происходило на протяжении первой тысячи лет — не совсем понятно. Но уже в IX веке нашей эры начались гонения на эти иконы, особенно прославился на этом поприще византийский император-иконоборец Феофил (829−842 годы). Его воины ворвались в дом, где хранилась икона, один из них ударил по ней мечом. Удар пришелся по щеке девы Марии, и с тех самых пор шрам присутствует на всех списках.
Вероятно, то была единственная икона с настоящим шрамом, но дело в другом: по легенде, из раны выступила кровь. Воины испугались, хозяйка умолила их взять «отступные» и не трогать икону. Ночью она опустила икону в воду, и та уплыла.
Что было дальше с этой женщиной — неизвестно, а вот икона приплыла к горе Афон, где уже был построен монастырь. Там она и хранится по сей день, выказывая чудесную силу. Кроме «общепринятых» чудес,
А между Москвой и Петербургом, почти посередине, в Новгородской губернии, был построен свой Иверский монастырь. Основал его знаменитый патриарх Никон еще в 1653 году на одном из островов красивейшего Валдайского озера. Хотя тогда само озеро и леса пользовались дурной славой (даже языческие капища находили и нечисть всякую над озером видели). Монастырь так и назвали — Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, и освятили его во имя Иверской иконы Божьей Матери.
Это была точная копия афонской Иверской иконы, написанная еще раньше, в 1646 году, иконописцем-монахом Иамвлихом Романовым (иногда называют другое имя). Привезли ее вместе с планом Афонского Иверского монастыря, по образу которого строили Валдайский. Кстати, большую часть монахов в это время составляла белорусская братия, бежавшая от гонений униатов на родине. Они же привезли с собой типографию (первая провинциальная типография в Московском государстве).
Путь иконы в Россию был ознаменован новыми чудесами, которые Никон описал в своей книге «Рай мысленный». Прибыв в Россию, икона продолжала творить необыкновенное — и страшная холера на Валдае остановилась после крестного хода, и исцеления людям приходили. Почитали верующие икону, но в 1927 году монастырь прекратил свое существование, а Иверская икона была увезена. Судьба ее неизвестна. Конечно, сейчас есть новая копия, но где находится теперь та, старая икона, — одна из загадок.
Во время «путешествия» иконы на Валдай в Москве с нее была снята только одна копия, Никон запретил другие. В 1669 году эту копию Иверской иконы поместили в Иверской часовне у Московского Кремля, при Воскресенских воротах Китай-города. По традиции всякий, кто шел на Красную площадь, прикладывался к иконе, которая снова прославилась как чудотворная. Настолько, что этот факт признавали и живущие в Москве католики. Московские итальянцы, например, говорили, что «эта мадонна творит истинные чудеса».
Едва ли удивительно, что сразу после революции часовня, которая упоминается во многих произведениях (Л. Толстого, И. Бунина, М. Цветаевой, даже Герберта Уэллса), была разрушена, все ценности конфискованы, икона увезена в неизвестном направлении. Сейчас часовня восстановлена, на Афоне был сделан снова и привезен в Москву новый список с Иверской иконы. Прежняя икона хранится в запасниках Третьяковки.
Казалось бы, дела давно минувших дней. Но вот с греческого Афона в канадский Монреаль был привезен новый список Иверской иконы. Ее хранителем был чилиец Хосе (Иосиф) Муньос Кортес (13 мая 1950 — 31 октября 1997 годы) из католического латиноамериканского рода от испанских аристократов. Еще в Чили, 14-летним мальчиком, он принял православие, съездил в Иверский монастырь на горе Афон и привез современную копию иконы (которая теперь называется
В 1997 году в Афинах Муньоса Кортеса убили. Это был день памяти апостола Луки для православных (легко вспомнить, что, по преданию, написал самую первую Иверскую икону именно апостол Лука). В эту же ночь отмечался Хеллоуин (для других), что позволило автору статьи английской Википедии сделать предположение (скорее всего, взятое из прессы), что убийство совершили сатанисты. Так или иначе — совпадение странное. Икона же исчезла.
Кстати, уже от этой копии иконы сохранилась еще одна копия — она на Гавайях. В Гонолулу. Говорят, начала мироточить…
Удивительные истории для нашего времени. Они происходят во всем мире, они будоражат умы. Верить или не верить в чудотворные иконы — дело мировоззрения каждого отдельного человека, но понимать, что эти факты для очень и очень многих живы и реальны — необходимо. А уж понимать, что потеря культурных ценностей невосполнима — обязательно.
Так или иначе, в Греции на горе Афон бережно сохраняется то, что считается оригиналом Иверской иконы. Почитается она 12 февраля (25 февраля) и 13 октября (26 октября) по православной традиции. Иногда указывают и дополнительные дни.