Самое крупное озеро планеты — Каспийское море. После того, как в нем обнаружили большие запасы нефти, оно стало вести себя так, будто, проявляя характер, говорило: «Со мной теперь шутки плохи». И было право.
Зимой 1953 года нефтепромысел пережил разрушительное ледовое нашествие. Шторм тогда случился невиданной силы. Может, море не хотело отдавать свои сокровища? По характеру Каспийское море самое бурное из всех морей, омывающих Россию.
У моря Баренцева иной характер, свои причуды. Суровые климатические условия на севере и на востоке этого гиганта определяют его ледовитость. Оно сурово, даже когда относительно спокойно. Характер — нордический.
Кокетливо Азовское море. Непостоянно даже в своих именах. Имело название Русское, после переименовывалось в Самакуш, Салакар. Чуть позже называлось красивым именем Саксинское море. Далее — Фракийское, Сурожское, Кафское. Считается, что последнее название происходит от города Азов. Неглубокое, небольшое по размеру. Характер немного игривый, чуть легкомысленный. Иногда взбрыкивает, но больше отчасти, что бы доказать себе и другим, что оно все-таки тоже море.
Черное
Однако все моря объединяет одна черта характера — шуток и небрежного к себе отношения они не терпят. Немало людей поплатилось своими жизнями за несерьезное отношение к этой великой стихии.
Еще одна жемчужина на нашем шарике под названием Земля — Средиземное море. Оно блистает своей экзотикой. Красивый, красочный морской мир, чудные кораллы. Теплое, как парное молоко. Оно манит, зовет к себе, и люди летят, как бабочки, на его яркий свет.
Японское море. Это самое богатое море по числу видов животных и растений. А сколько в нем водорослей различной конфигурации и видов, сколько различных трав! В пищу идет почти всё. В водорослях содержатся практически все минеральные вещества и витамины, необходимые человеческому организму.
Японское море знает себе цену. И щедро делится своими богатствами с человеком. Но характер у Японского моря очень взбалмошный.
Один маленький эпизод из далекого уже детства: Японское море в июле относительно теплое и кажется таким ласковым. День стоит солнечный, не предвещающий никаких перемен. Мы катаемся на волнах на доске. Нет, не серфинг. Просто лежа на удобно подобранной доске или пенопласте, забираемся на самый гребень волны, и она лихо несет нас, как на гигантских качелях к берегу. Вдруг, спустя некоторое время, волна перестает быть доброй. Она взбунтовалась. А еще через несколько минут (нарастала волна поминутно), мы понимаем (первыми поняли это взрослые, которые были с нами), что, если мы немедленно не перестанем развлекаться этой «игрушкой», — жестоко поплатимся. Мы тогда забрались на высокую скалу и уже оттуда наблюдали как несколькими минутами раньше ласковая, игривая волна превращается в огромный вал, и высота этого вала нарастает с каждой следующей волной.
Грандиозное зрелище. Глаз не отвести. На море вообще можно смотреть бесконечно, потому что оно само — бесконечно живое существо.
У каждого моря свой характер, своя изюминка. И очень древняя история. К нему можно только приблизиться на несколько шагов, попытаться объять его душой, отнестись к нему с пониманием. Оно ответит. И протянет к тебе свои волны.