Развившись из хореографии, контактная импровизация преодолевает барьеры жанровой условности любого танцевального направления, чтобы стать техникой высшего пилотажа в этом роде искусства. Находясь на перекрёстке спорта, театра, танца и медитации, она органично сочетает черты, казалось бы, столь непохожих явлений.
В присутствии публики занятие контактной импровизацией приобретает налёт театральности, превращаясь в азбучные основы актёрского мастерства.
Вне зрителей театральная репетиция становится спортивной тренировкой с элементами акробатики и гимнастики: контактная импровизация принимает вид физической дисциплины. Поэтому она имеет второе название — арт-спорт, или художественный спорт.
А для кого-то контактная импровизация может стать своего рода духовной практикой, формой исследования, работы над собою, целью которой является свобода в движениях, доверие к телу, его освобождение из-под диктата сознания.
Однако чаще всего контактную импровизацию определяют как танец без правил.
Внешне контактная импровизация действительно немного напоминает танец. Танцующие контактную импровизацию, или контактники, делают движения в паре: то прикасаются друг к другу, то отстраняются от тела партнёра. То замирают, повисая друг на друге, то оживают, ускоряя ритм. То зависают в прыжке, то скатываются по полу.
Но если танец можно уподобить воспроизведению заученных текстов, то контактная импровизация в этом смысле является свободно льющейся речью. Это танец, который рождается сейчас и здесь, на глазах зрителей. Контактники не используют схемы или шаблоны движений определённых видов танцев. Их свободу ограничивает только время и терпение публики.
Вот почему о контактниках нельзя сказать: они танцуют. Более правильным будет: это танцуется, точно так же, как мы говорим безлично о природе — «рассветает» или «смеркается».
Ещё одним отличием контактной импровизации от танцев является отсутствие музыки. В соответствии с одним из ключевых принципов данного вида искусства — позволь танцу случиться — контактники позволяют телу делать движения в ответ на импульсы партнёра, вчувствовавшись в его настроение, проникнув в него настолько глубоко, что танец становится продолжением душевного состояния танцующих, его отражением на телесном уровне. Переводом внутреннего общения на язык жестов, язык тела.
И хотя в контактной импровизации используются элементы хореографии, гимнастики и акробатики, связующим для всех трёх составляющих является все же прикосновение к телу другого человека, контакт нескольких (чаще всего двух) людей, когда становится возможным достижение удивительной гармонии, гармонии двух «я», растворившихся друг в друге, ставших органичной частью целого.
Другими словами, контактная импровизация — это общение через прикосновение.