Прежде национальный вопрос обычно ставился как вопрос принятия или непринятия той или иной национальности. В этой статье я хотела бы рассмотреть философскую сторону этой проблемы и расширить границы её понимания.
Чувство превосходства одних народов над другими принесло вражду, спровоцировало войны. Что это за коллективный невроз, заставляющий страдать людей? Почему человеку приходит в голову определять другого по национальному признаку? Почему вместо того, чтобы стремиться к прогрессу, любить, мыслить, быть независимыми и творческими, часть людей втягиваются в споры и открытые действия против другой части человечества?
В каждой национальности есть характерные особенности. Среди всех народов есть мудрецы и святые, негодяи и убийцы, примеров можно найти множество. Но не это главное.
Все помнят всплеск национального самосознания в СССР с началом перестройки. Долгие годы многие люди огромной страны были в положении жертв, пережили гонения, репрессии, гибель близких. И вот им дали свободу. Сразу стало модно говорить об исключительной роли в прогрессе, эволюции
Но почему же интеллигентные, уверенные в себе представители этих «уникальных» национальностей скромно молчат и не кричат о своей уникальности? Отвечу вопросом на вопрос. А зачем адекватному нормальному человеку доказывать свою нормальность и адекватность? Я не буду говорить о тех, кто больше или меньше всех кричал и кричит до сих пор. Люди сами знают или догадываются о собственных заблуждениях, и не нужно никому указывать на ошибки. «Пусть первым бросит камень тот, кто сам безгрешен!»
Разрушив советское государство, разрозненное противоречиями общество не сумело предложить новую форму взаимоотношений в многонациональной социальной среде. Cтраны бывшего Cоюза вернулись к тому, от чего, казалось, ушли в 1917 году.
Но национальный вопрос волнует и другие страны. Сегодня я живу в Китае и встречаюсь с людьми разных национальностей. Здесь мне кажется, что национализм, о котором трубят вокруг, просто иллюзия. Меняющийся мистический образ, который ступает на смену другому образу в китайский новый год… Он может иметь обличье дракона, хищного тигра, крикливого петуха или безобидной мыши… Заметьте, ни у одного животного нет национальности! А сами китайцы озабочены вовсе не этим.
Экономический подъем Китая сделал его сверхдержавой. В чем проявляется феномен политики Поднебесной? Вопреки мировому кризису страна смогла добиться в этот трудный для всех стран период роста национального ВВП. Снижение налогов и либерализация экономики, меры поощрения производителей, улучшение условий кредитования, развитие сельской инфраструктуры — это вехи внутренней политики властей.
Внешнеэкономическая активность не менее яркая. Потеснив великие мировые державы в экономических зонах влияния, Китай приобретает в собственность земли за рубежом и использует их сугубо для сельскохозяйственной деятельности. На землях Африки, Центральной Азии, Южной Америки, Юго-Восточной Азии, Бирмы и России уже планируется получить урожай для обеспечения населения страны продуктами и развития экспорта. Китай решительно меняет мировой экономический порядок.
Так в чем же причина подъема Поднебесной? Только ли в грамотной экономической политике?
В Китае в больших городах много иностранцев и поэтому ты не чувствуешь себя чужеродным. В маленьких провинциальных городках европейская внешность сразу привлекает внимание. Китайцы гордятся своей страной. Они не спрашивают, кто ты по национальности. Они спрашивают: как тебе нравится жить в Китае? И когда они слышат похвалу, слова восхищения, их глаза светятся от счастья. Национальный вопрос заменил патриотизм, искренний, без тени снобизма, агрессии и самолюбования. Тот, кто побывал хоть раз в любом городе Китая, чувствует этот патриотизм. Он проявляется на каждом шагу: когда люди выстраиваются в очереди и стройным рядом ждут такси, садятся в автобус или стоят у кассы вокзалов, в смиренной улыбке продавцов, в чистоте улиц, доброжелательном сервисе.
Западный мир перешел к психологии позитивизма в конце прошлого века, в то время как эти постулаты были сформированы китайцами тысячелетия назад. Духовные завоевания западной цивилизации, наконец-то, стали доступны и на постсоветском пространстве. Не прошло десятка лет, как мы узнали о том, что можно достичь успеха, если полюбить себя. Новые учителя заботятся о нашем образовании, в том числе и о половом, о нашей душе и нашем теле. Нас убеждают учиться оказывать влияние на людей и заводить друзей.
Гуманистическая философия, как и психология позитивизма, сформировалась в Китае также с древних времен. Глобальные вопросы, объясняющие природу, конечность мира, вечность Вселенной вызывали в Европе яростные споры, в Китае обсуждались с юмором и иронией. Например, Будда, когда его спрашивали об этом, отвечал: «Не знаю и не хочу знать, потому что, каким бы ни был ответ, он не облегчит человеческие страдания».
Если ознакомиться с основами философии буддизма, то можно увидеть ее анти-авторитарность, что она способствует развитию величайших сил. Основные понятия приводят к пониманию и развитию любви к себе и к другим, родству человека с окружающим миром, переживанию единства, радости и истины. Может быть, здесь и находятся истоки патриотизма и гордости (не гордыни!) китайцев?
Показательна в этом плане одна из историй Будды.
Однажды кролик уснул под манговым деревом. Услышав страшный шум, бросился бежать, решив, что наступил конец света. Другие кролики увидели это и спросили его: «Почему ты бежишь?» «Это конец света!», — крикнул кролик и устремился дальше. Поддавшись панике, остальные кролики и другие животные последовали вслед за ним. И возможно, все кончилось бы плачевно, если бы этот переполох не увидел Будда. Он остановил последних бегущих и спросил, почему они бегут. «Потому что наступает конец света», — сказали животные. «Неправда, мир еще не пришел к завершению», — сказал Будда.
Он выяснил, какой именно кролик сказал о конце света, и спросил его: «Где ты был и что ты делал, когда ты решил что наступил конец света?». Кролик ответил: «Я спал под манговым деревом». «Скорее всего, тебя разбудил шум падающего плода, ты испугался и подумал, что наступил конец света. Пойдем к дереву, посмотрим, верно ли это.» Они подошли к дереву и обнаружили, что именно так и произошло. Так Будда спас животное царство от гибели.
Давайте прислушаемся к голосу разума. Если у кого-то возникает желание бежать и кричать о конце света, обвиняя неугодную народность, не лучше ли помнить, что все наши страхи и заблуждения — от падения плода манго…