Дескать, человечество за долгие годы, прошедшие с изобретения первого печатного станка, так и не смогло смириться, что слово, субстанция воздушная, божественная, вдруг оказалось облечено в твердые, материальные закорючки. По сей день таинство чтения вызывает в людской душе некий мистический трепет. И если заранее не оговорено, что текст представляет собой чью-то фантазию, то этот «пойманный воздух» предстает в глазах человека чуть ли не откровением, пришедшим свыше.
Правда, эта теория объясняет нашу доверчивость только к печатному слову. А что касается прочих СМИ… Все они играют на человеческой природе. Окружающий мир мы воспринимаем при помощи многих чувственных каналов: зрения, слуха осязания, обоняния. Каждый из них в отдельности полной информации нам не дает — чтобы удостовериться в ее истинности, требуется подтверждение и от прочих. Так, например, услышанной где-то новости мы можем и не поверить. Если же сообщение напечатано в газете, мозг получает информацию уже по двум каналам: мы читаем слова и держим в руках их подтверждение — газетную страницу. Телевизионные новости тоже, как правило, подкреплены видеоматериалами. А потому вера в них больше, чем в просто слова.
Отделить зерна от плевел помогает разум. Вернее, его критическая, нажитая долгим опытом часть. Именно она анализирует полученную по нескольким каналам информацию и принимает решение — верить или нет. Классический пример сверхрационального подхода — библейский Фома неверующий. Этому типу оказалось мало услышать, что Христос воскрес, и воочию увидеть ожившего Божьего сына. Поверил он только после того, как пощупал раны распятого Иисуса — то есть получил информацию уже по третьему, осязательному, каналу.
Попадаются и иные граждане. Критическая часть их разума молчит. А потому они легко могут поверить самому нелепому слуху, запросто попасться на удочку мошенника, повестись на первоапрельский розыгрыш.
Верить или не верить напечатанному, конечно, дело личное, но… Вот, например, йоги и прочие просветленные господа считают безграничную доверчивость к написанному в книгах, газетах и журналах (даже самых известных и «правильных») симптомом интеллектуальной несостоятельности. Еще бы, ведь фактически такой человек подменяет свои суждения, мысли, саму личность чужим мнением. А где тогда оказывается он сам?
Да ладно если бы сам! Излишняя убежденность в чём бы то ни было, по словам все тех же просветленных, несет опасность не только «верящему», но и окружающим. Потому как наш странный мир устроен таким образом, что силой веры ожидаемое когда-нибудь непременно осуществится. И хорошо, если человек искренне верит во что-нибудь доброе. Тогда не страшно цитировать Христа: «Вера горами движет».
Так что ж это получается — верить СМИ категорически нельзя? Ну, это как посмотреть. Цель журналистов — давать людям информацию. Пусть спорную, пусть неоднозначную, но все-таки необходимую. Представьте себе, что вы оказались в информационном вакууме… Для современного человека, подсаженного на каждодневное получение сводок СМИ, это равносильно пытке. Кто ж спорит, быть читателем — нелегкий труд, но отделять белое от черного, а истину от лжи каждый должен сам.