Да здесь он, рядом. В принципе, и сама Ратушная площадь — его часть. Но мы ж её — уже? Значит, идём дальше.
Вышли из Фармацевтического музея — «правое плечо, вперёд!» и, придерживаясь домов, что по левой стороне площади, — прямо. Буквально несколько шагов — и мы на улице Сент-Дьёрдь. Если по-нашенски — улице Святого Георгия. Того самого, который Змея проклятущего — копьём. И чтобы на улице с таким славным именем, да не было церкви соответствующего святого. Да ни в жисть!
Кстати, вот она, главная достопримечательность улицы Сент-Дьёрдь. Церковь, в которой, хорошо просматриваются как первоначальные, готические элементы, так и последующие переделки в стиле барокко. Явно зданием владели несколько хозяев с разными вкусовыми пристрастиями. И не только архитектурными.
Первой эксплуатирующей организацией, которой в начале XVII века строители сдали возведённый по готическому проекту объект, была протестантская община, владевшая церковью до 1674 года. Ну, а потом… Потом для протестантов пришли нелёгкие времена, и они передали храм иезуитам. Вот те и перестроили его «под барокко». А ещё взяли да «забабахали» оригинальный интерьер, который не в каждой столичной церкви увидишь. Покрыли стены плитами с орнаментом, автором которого, есть такие подозрения, был не кто иной, как П.-А. Конти.
Так что церковь надо бы не только снаружи осмотреть, но и обязательно зайти под её своды. Посмотреть стены, интерьер, расписанный М. Альтомонте алтарь. И только после этого — дальше. На улице Сент-Дьёрдь есть ещё что посмотреть.
Ну, хотя бы дом Эггенберга. Семнадцатый век. Поздний ренессанс. Уже перед одним этим надо бы почтительно снять шляпу. Тем, у кого она есть. А кто по какой-то причине сегодня оставил этот головной убор дома, просто постоять, полюбоваться… На парадный вход здания, украшенный гербом князя Бранденбургского. На балконы дома, на одном из которых — ещё один герб. Который, пожалуй, будет почище первого, того, что над входом. Герб правящей династии Австро-Венгрии. Гогенцоллернов!
И потому у дома Эггенберга настоятельно рекомендую не только постоять, полюбоваться. Но и послушать. Чтобы у здания с такой примечательной архитектурой, не было своей, интересной истории? Конечно, есть.
В 70-х годах XVII века, в годы Контрреформации, это здание стало одним из центров протестантизма. Жена герцога Иоганна Эггенберга, как только начались гонения на единоверцев, добилась разрешения на проведение в своём доме протестантских месс. Которые, наряду с рядовыми прихожанами, отстояли под этими сводами и многие выдающиеся деятели Реформации.
А нам, наверное, уже пришло время перебраться на улицу, параллельную Сент-Дьёрдь. На Новую. Только не поддавайтесь обаянию имён. Оно обманчиво. Несмотря на своё название, Новая улица — самая старая в Шопроне. Правда, раньше у неё было другое имя. В средние века она называлась Еврейской. А всё потому, что на ней стояла тогда, стоит и сейчас не менее старая, чем улица,
Не знаю, разрешат ли пофотографировать разделённые на мужскую и женскую половину внутренние помещения синагоги, украшенный гравировкой по камню и готическими колоннами её внутренний интерьер, сохранившийся бассейн ритуальных омовений — микву… В принципе, сейчас здесь выставка культовых предметов иудаизма. Так что если заплатить какую копеечку, может и внутри разрешат. Не знаю!
Зато с улицы — фотографируйте столько, сколько вашей душеньке угодно. Но про то, что на флешке ещё должно остаться местечко — не забывайте!
Вот, например. На противоположной от Старой синагоги стороне улицы —
Разное было в истории Шопрона. В 1526 году из города изгнали евреев. И их собственность к рукам прибрали совсем другие люди. А когда уже в XIX веке евреям разрешили вернуться, они как-то постеснялись ставить вопрос о реституции. Или тогда просто слова ещё такого не знали?
В общем, не стал народ заморачиваться. Взял, да и построил вот эту, Новую синагогу. Сейчас, правда, она, так же, как и Старая, — не действующая. В здании — разные офисы. Так что внутри — точно фотографировать нельзя. Ограничимся тем, что снимем с улицы.
Внутри можно в лютеранской церкви (1783 г.), что тут, совсем недалеко. На параллельной уже Новой, улице Темплом. Если в дословном переводе — Церковной. И как иначе, если на ней, действительно, есть такая — лютеранская, внутри которой можно заснять пышно оформленную купель. Или алтарную картину работы В. Фишера. Только перед тем, как заходить в
А вот чтобы сфотографировать построенную на фундаменте римского храма готическую церковь Святого Михаила (XV в.) с 48-метровой колокольней и шедевром деревянной резной скульптуры — статуей Девы Марии (1460 г.), или «Дом двух мавров», так это уже надо бы выбираться за пределы Старого города. Перейти по мосту протекающую через Шопрон небольшую речку Иква, чтобы почти сразу же за ним оказаться в самом начале улицы Святого Михаила. На которой и «Дом двух мавров», и церковь, давшая улице её имя…
Но… Рано. Рано ещё за пределы Старого города. Конечно, и сам Шопрон — как большой и богатый музей под открытым небом. А сколько их под его крышами? И фармацевтический, исторический, музей-коллекция семьи Шторно, музей современной скульптуры, в которые мы уже заглядывали. А ещё… Музей истории евангелической и католической церквей. Музей горной промышленности и лесного хозяйства. Но самый интересный музей Шопрона это, пожалуй,
Он тут же, в Старом городе. На улице Бешчи. На которой найти само здание музея не представляет никакого труда. И не только потому, что сама улица небольшая. Просто невозможно пройти мимо здания с фасадом, украшенным львами, каждый из которых опирается одной из лап на хорошо известное всей Центральной Европе лакомство — претцель. Небольшой, хорошо прожаренный и присоленный кренделёк.
Этот дом с 1686(!) по 1970 год принадлежал семье пекаря. В нём было всё и для жизни, и для работы — квартира пекаря, собственно пекарня, кондитерская мастерская, хлебная лавка. И не только было, но и сейчас есть. Располагающаяся в правом крыле здания пекарня — действующая. Проходите, смотрите, как он делается, тот хлеб, который каждый день — непременный атрибут любого стола. Можно не только посмотреть. Если вдруг разыграется аппетит, то зайдите в хлебную лавку. Там — на любой вкус. И — по доступной цене…
А вот самый известный музей города — музей известного композитора Ференца Листа, родившегося в местечке Деборьян, что совсем недалеко от Шопрона. Но о нём — как-нибудь потом. В следующий раз…