«Злые» раскольники
Так долго называли боровских старообрядцев. Сам город был непростой — центр старообрядцев. В Боровском Пафнутьевском монастыре дважды (!) был заточён протопоп Аввакум. Замечательное послание вручили игумену — чтоб внимателен был: «беречь накрепко с великим опасением, что б он с тюрьмы не ушёл и дурна никакова бы над собою не учинил, и чернил и бумаги ему не давать
А в остроге содержались в заключении боярыня Морозова с сестрой. Когда-то один писатель-эмигрант написал об этом месте: «В Боровске, на городище, у острога, вероятно, теперь и не осталось белого камня, с иссеченными на нем московскими буквами: Погребены на сем месте… боярина князя Петра Семеновича Урусова жена его, княгиня Евдокия Прокопьевна, да… боярина Морозова жена, Федосья Прокопьевна, а в иноках схимница Феодора, дщери окольничего Прокопья Федоровича Соковнина… Ни церковной свечи никогда не горело над ними, ни лампады. Только звезды небес.» (Лукаш Иван Созонтович).
Однако хранят память в Боровске и об этой истории — есть и надгробные плиты в музее, стоит часовня-памятник. О боярыне Морозовой и ее последних днях в Боровске есть статья. И Боровск, действительно, долго оставался одним из центров русского старообрядчества. Трудно поверить, но вплоть до 1917 года старообрядцами были 70% населения города.
Внук баскака
Маленький город, полный невероятных историй. Еще до нашествия Батыя в дремучих сосновых лесах этого края появился город Боровск (часто раньше писали Боровеск — от слова «бор»). Годом основания считается 1358 год, но, скорее всего, он существовал и раньше. Не случайно в старых канцелярских бумагах значилось: «Но кем сей город построен и давно ль, сведений не отыскано».
Городок казался властям неважным — его часто передавали из рук в руки, даже обменивали, не подозревая, какую роль он сыграет во всей российской истории. Любили его цари, особенно Иван Грозный. Ведь именно здесь предсказали его рождение. Вообще, для последних Рюриковичей монастырь стал практически семейной святыней. И еще один интереснейший факт: здесь же принял постриг и умер, сохраняя обет молчания, Андрей Клешнин, расследовавший убийства царевича Дмитрия (молва приписывает ему не только расследование, но и участие в детоубийстве — весьма близкий к Годунову был человек).
А жизнь города, да и всей страны, самым плотным образом была связана со знаменитым монастырем.
Когда-то из Орды за данью приехал в Боровск баскак. Но остался и крестился как Мартин. Его внук — Парфений (после пострига Пафнутий) и стал основателем этого знаменитого монастыря. После того как он 20 лет был монахом Покровского монастыря, он принял схиму, ушёл на берег реки Истерьмы. Там и была в 1444 году основана обитель, которая вскоре стала известна как Свято-Пафнутьев Боровский монастырь — когда-то один из крупнейших и богатейших монастырей в России (видеоролик есть в комментариях).
За старым монастырским прудом тянется высокая белая стена с двумя башнями — Тайницкой и Поваренной. По легенде, архитектором первой был Трефил Шарутин (автор Теремного дворца в Кремле), а второй Федор — Конь (знаменитый московский Белый город). Впрочем, последнее — не доказано.
А начинали расписывать первую каменную церковь некие Митрофан и Дионисий. Тот самый Дионисий, который впоследствии работал в Успенском Соборе Московского Кремля (есть видеоролик в комментариях). А колокольня Христорождественской церкви монастыря украшена изразцами потрясающего белорусского мастера Степана Полубеса. Он потом тоже Москву украшал.
Войны, войны и войны
Смутное, лихое времечко — непрерывные нападения «литвин». Стратегическое положение Боровска оказывается очень важным. Именно этот город и монастырь становятся центром главной оборонительной линии Москвы (Можайск-Серпухов).
В июле 1610 года польские войска под командованием Яна Сапеги через Боровск шли на соединение с войсками Лжедмитрия II, который направлялся на Москву из Калуги. Все жители укрылись в монастыре. Монастырь держался десять дней, не сдавался, полякам даже пришлось бросить на приступ своих крылатых гусар — пешими. Но победа им далась только ценой предательства, как часто бывает в «смутные времена». Воеводы Афанасий Челищев и Яков Змиев (Змеев) открыли полякам ворота Тайницкой башни. Пал монастырь.
Герой обороны города — воевода Михаил Волконский, был зарублен прямо в соборе Рождества Богородицы, у раки с мощами основателя монастыря (и по преданию, кровь его до сих пор проявляется на церковных камнях). Есть и другие версии причин поражения Боровска, однако общеизвестно, что погибло в той кровавой бойне 12000 человек (а сейчас в городе живет 11000 человек).
После того как в Боровск вошло ополчение Кузьмы Минина, башню ту народ переименовал в Изменную. И флюгером на башне стал петух — возможно, как символ предательства (раньше был просто флажок, а петух, как известно, «не успел и три раза пропеть»). В честь подвига воеводы и ратников был учрежден и герб города.
Тяжело городу достался этот век. Еще через 5 лет в Боровске, в этом же монастыре, Дмитрий Пожарский собирал войска для защиты Смоленска и Москвы, Брянска и Волхова. А еще через два года там снова собирались войска для защиты Можайска…
К 1621 году в Боровске числилось всего 54 жилых двора. А ведь Боровск был богатым городом, где процветали ремесла и торговля. Но — ожил город, вновь отстроился.
Во время Отечественной войны 1812 года Боровск опять сильно пострадал, 10 октября он был занят французами. Точнее, наполеоновские войска трижды проходили через Боровск. Последний раз останавливались там на целую неделю. После того как французы «поквартировали», от города мало что осталось. С неудовольствием обнаружив, что имущество и казна вывезены, наполеоновские солдаты постарались разграбить то, что еще попадало под руку. Монастырь был полностью разорен, весь третий этаж сожжен. А жилых домов в городе осталось
Но жители вели себя с исключительным мужеством. «Титов» пруд у монастыря назван в честь утопленного в нем крестьянина Тита. Фельдмаршал М. Кутузов особо отмечал роль боровских жителей в создании партизанских отрядов, выделяя их среди всех других. И именно у Боровска Наполеон и принял решение об отступлении по знаменитой и полностью разоренной Смоленской дороге.
Снова город возродился и стал немалым промышленно-торговым центром. Монастырь, конечно, вновь отстроили. Но в 1922 году по известным причинам из монастыря были полностью изъяты ценности и деятельность он свою прекратил.
В Великую Отечественную войну Боровск был оккупирован фашистами уже в октябре (снова октябрь) 1941
В 1991 году монастырь передан Калужской Епархии и снова становится действующим.
Вот такой маленький город Боровск с большой судьбой. Крупным городом он не мог стать — говорят, это еще раньше не было выгодно старообрядцам, и все дороги прошли мимо. Но дороги военной истории и ратных подвигов не смогли обойти этот городок.