Эпицентром фестиваля обычно становятся города Моноклисия и Неа Петра. Хотя их и городами можно назвать лишь условно — так, небольшие фракийские селения. Туда съезжаются женщины со всей страны. На традиционный день прекрасной половины человечества в том виде, в каком мы его знаем, греческая традиция не совсем похожа. Смысл у нее другой. Мужчины взваливают на себя хлопоты по хозяйству и воспитанию детей, а своим половинкам предоставляют день заслуженного отдыха. Причем не возражают против того, чтобы дамы отдыхали «по-мужски».
Гречанкам, например, не возбраняется воспользоваться случаем и с утра отправиться на посиделки в «кафенио». То есть в кафе, каких немало вокруг центральных городских площадей, на пристанях, а иногда и на небольших тенистых улочках. Оценить сам факт присутствия женщин в подобных заведениях можно лишь после того, как вы проникнетесь духом греческой культуры и поймете, чем же являются эти самые «кафенио» для греков. Зимой и летом, с утра до вечера они, как правило, заполнены мужчинами. Степенные главы семейств приходят туда выпить чашечку крепкого и сладкого кофе, просмотреть свежие газеты, поиграть с друзьями в карты или тавлес, очень похожий на наши шашки. Если глава семейства озабочен поисками каменщика или электромонтера, то он опять же прежде всего двинется в «кафенио»: уж там ему непременно подскажут, как связаться с нужным человеком.
В «кафенио» стекаются все городские сплетни и слухи, обсуждаются все новости. Рассказывают, что еще в конце прошлого века каждой деревушке, даже самой малюсенькой, полагалось иметь как минимум два «кафенио». Их стены окрашивали в какой-нибудь «партийный» цвет, соответствовавший политическим убеждениям хозяина. Посетители сразу ориентировались, куда следует идти, если хочется прослушать лекцию по политинформации. У иностранцев нередко создается впечатление, что греки только и заседают целыми днями в своих «кафенио» и чешут языками.
В греческом языке есть даже слово «кафеновиос». Под ним подразумевается завсегдатай кофейни, а еще — лоботряс и бездельник, способный разве что прохлаждаться за столиком. По вечерам в «кафенио» подают напитки куда более крепкие, нежели кофе.
И теперь вы представляете себе, что испытывают гречанки, когда раз в году все «кафенио» оказываются в их полном распоряжении? Они порой ведут себя не хуже мифических вакханок! Гулять — так гулять! А мужиков — на кухню, к кастрюлям и сковородкам! И чтобы ни один во время Гинайкратии на глаза не попадался! Исключения возможны только для музыкантов. Очень активное участие в торжествах принимают греческие женские движения, названия которых говорят сами за себя: «Амазонки» и «Лисистрата».
Вообще, социальный статус гречанок в наши дни заметно упрочнился. Раньше, еще лет 10−15 назад, они в подавляющем большинстве своем сидели дома да рожали-растили детей. Сейчас женские лица в греческой политике или в греческом бизнесе уже не рассматриваются как нечто из ряда вон выходящее. Многие гречанки после рождения детей выходят на работу, хотя в Греции довольно приличные детские пособия, а вот система дошкольных учреждений, которым мамы могли бы доверить уход за своими чадами, развита слабо. Вероятно, поэтому статистика насчитывает среди греческих женщин до 60% домохозяек.
Гречанкам разрешено служить в армии. Никакого принуждения, в отличие от случая с мужчинами, — чисто добровольная основа. Выходя замуж, гречанка может оставить девичью фамилию. А при разводе все имущество делится между мужем и женой поровну. С 1982 года в Греции официально разрешен гражданский брак. Но, несмотря на это обстоятельство, более 90% по-прежнему предпочитают венчаться в церкви.
Средняя продолжительность жизни женщины в Греции составляет 80 лет. А бедные мужчины едва дотягивают до 75! Вот потому, наверное, Гинайкратия бывает только раз в году. Мужчин беречь нужно!