Нам говорят, что образование растительной массы, из которой получают биотопливо, произошло за счёт биосинтеза — процесса, при котором заимствуется из воздуха углекислый газ. Поэтому сгорание биотоплива рассматривается как «углерод-нейтральная технология»: сначала атмосферный углерод связывается растениями, а потом — выделяется при производстве биотоплива и его сгорании.
Однако это лишь умозрительный, видимый эффект. Во-первых, углекислый газ усваивается растениями в одном месте, а выделяется при сгорании биотоплива совсем в другом месте — в основном, в населённых пунктах. Во-вторых, если учесть все затраты энергии на производство полевых культур и получение из них биотоплива, то окажется, что в сумме количество углекислого газа на единицу производимой энергии практически такое же, как и при использовании бензина и дизельного топлива.
Кроме того, применяемые при производстве биотоплива полевые растения можно использовать для выпуска продовольствия, а это в условиях, когда миллиарды людей на планете голодают, становится большой морально-этической проблемой.
Так в чём же дело? А дело в том, что производство биотоплива гораздо дешевле (в денежном выражении), чем выпуск топлива из ископаемого сырья, учитывая его добычу и транспортировку на большие расстояния. А там, где прибыль, мораль отступает.
Ещё выгоднее производство биотоплива из многолетних растений, таких как сахарный тростник, масличная пальма, дикорастущие многолетние травы и др. Однако применение сахарного тростника для производства этанола уже обрушило мировой рынок сахара, что и мы ощущаем на собственных карманах. Ведь значительная часть сахара в России производится из импортного тростникового сахара-сырца. А использование дикорастущего растительного сырья уже пагубно сказывается на сохранении дикой природы, особенно в тропиках, снижая её биоразнообразие — залог жизни на Земле. Ведь не станут же предприниматели ждать, когда вновь отрастут скошенные ими травы, когда денежки и так текут в их карманы (в смысле — банковские счета).
В целом ряде районов Земли, и прежде всего в тропических зонах, началась массовая вырубка лесов, на месте которых закладываются плантации масличной пальмы и других растений, пригодных в качестве сырья для выработки биотоплива. В частности, это происходит в Индонезии и Малайзии. А в Бразилии крупные болотные экосистемы заменяются плантациями сахарного тростника.
Тут уж расстарались США, подписавшие соглашение с Бразилией о крупных поставках этанола. Дело, конечно, не в самом биотопливе (ну, что плохого в дешёвых энергоносителях, да ещё производимых из возобновляемого сырья), а в неразумной, опасной для природы практике его производства, в результате которой уничтожаются целые природные экосистемы, богатые многими видами растений и животных, — незаменимый источник производства кислорода на Земле и поглотитель лишнего углекислого газа.
И никто, как и всегда, не желает слушать «сумасшедших учёных», предлагающих, например, в качестве альтернативы использование для производства биотоплива отходов лесодобычи и лесоперерабатывающей промышленности, отходов сельского хозяйства, выращиваемых в прудах и реакторах планктонных водорослей
А наши «предприниматели» вообще никого и ничего не желают слушать, они просто покупают готовые зарубежные технологии, ну, те, которые подешевле. Поэтому государство просто обязано в законодательном порядке свести к минимуму вред для природы и человека, возможный при производстве биотоплива.
К примеру, в Госдуму внесён законопроект о запрете производства биотоплива из сырья, которое можно использовать для выпуска пищевых продуктов. Может быть, кто-нибудь из читателей «ШколаЖизни.ру» может узнать, на каком этапе рассмотрения он «застрял», и поспособствовать его продвижению? Этот закон нужен срочно, ведь пока что производство биотоплива в России развивается стихийно.
А я искренне и сердечно желаю всем читателям здоровья, удачи, а также успехов во всех делах и начинаниях.