Кажется, мы чуть-чуть отвлеклись. A ведь на повестке дня у нас ближайший родственник весьма важных особ — самого мощного баобаба и дерева бальза — того, что легче пробки, того, что растёт в год на 4 метра, наконец, того, стволы которого сложились в плот «Кон-Тики», что совершил незабываемое путешествие от берегов Центральной Америки до одного из островов Полинезии в 1947 году под водительством норвежского антрополога Тура Хейердала!..
Кстати, древесина бальзы применялась в период Второй мировой войны для строительства самолётов-истребителей «москито» на Британских островах.
Итак…
Дурьян, или дуриан цибетиновый, Durio zibethinus Murr. Семейство Баобабовые или Бомбаксовые (Bombacaceae). Удивительное дело — азиатский дурьян, подобно своим ближайшим родичам из Африки (баобаб) и Южной Америки («шерстяное дерево», Ceiba), вовсю пользуется услугами… летучих мышей! Да-да, именно летучих мышей — они помогают цветкам дурьяна переопыляться. Такой странный способ «помощи в размножении» встречается изредка в тропиках и носит научное название — хироптерофилия.
Хитро оно у них устроено, однако… Впрочем, у некоторых тропических растений известно вообще уникальное эволюционное приспособление — они опыляются при помощи лемуров и сумчатых животных! Но дурьяна это уже не касается.
Продолжим тему опыления цветков. Следует учесть, что летучие мыши (в отличие от большинства птиц, активных только днём) посещают цветки подобных растений только в тёмное время суток — ночью или в сумерках. С этим связано второстепенное значение окраски для цветков хироптерофильных растений (она может быть от коричневой и тусклой зеленовато-жёлтой до фиолетовой).
Что касается конкретно дурьяна, то среди тридцати видов, распространённых в дождевых тропических лесах Юго-Восточной Азии, встречаются растения с крупными белыми или красными цветками, которые развиваются прямо на стволах (такое явление в мире природы носит название каулифлории) или же на крупных ветках (
Известный голландский биолог Ван дер Пэйл характеризовал особенности подобных цветков, опыляемых крупными (по сравнению с насекомыми) животными следующим образом: во-первых, цветки или соцветия обычно крупные, с прочным околоцветником и столь же прочными «посадочными площадками» возле них — для опылителей — в виде толстых цветоножек или цветоносов, или же, наконец, попросту в виде безлистных участков стволов или ветвей. Во-вторых, в цветках образуется огромное количество слизистого нектара и пыльцы, «предназначенных для угощения ночных посетителей».
И, в-третьих, всё это изобилие, выданное юго-восточно-азиатской «скатертью-самобранкой», источает отвратительный затхлый запах, имитирующий запах секреции желез самих летучих мышей, позволяющий животным ориентироваться в стае. На что только не идёт эволюция ради налаживания добрососедских связей и взаимополезных взаимоотношений!..
Кстати, видовое название дурьяна — цибетиновый — образовано от слова «цибетин», которым учёные обозначают пахучее вещество, выделяемое особыми железами хищных млекопитающих виверры и циветты.
Дурьян цибетиновый — крупное вечнозелёное плодовое тропическое дерево 20−25 м высотой, имеющее корни-подпорки, слабо ветвящееся, c яйцевидными цельными листьями обладает, конечно, не слишком благозвучным для славянского уха названием. Но всё же обратим внимание в первую очередь на его красоту и, главное, пользу.
Плод, который в диаметре достигает 20 см, а вес имеет до трёх килограммов (иногда до 4 кг), усажен твёрдыми шипами с пятью гнёздами, в каждом из которых содержатся семена (по три в гнезде) с очень сочной и сладкой кровелькой, которая и употребляется в пищу. При этом плод издаёт резкий и, мягко говоря, малоприятный запах.
Раскрывается плод, созревая, пятью створками, по краю которых красуются тёмные семена с мясистыми сочными придатками — ариллусами. Насколько отвратителен запах плода, настолько же приятен вкус ариллусов, напоминающий изумительные нежные взбитые сливки с примесью земляники, ананаса и ещё чего-то неуловимо прекрасного!..
Туристам говорят, что тот, кто отважится попробовать плод этого растения — точнее, ариллусы из раскрывшегося плода, сохранит пристрастие к нему на всю оставшуюся жизнь. Сколько бы её ни осталось.
По крайней мере, более-менее регулярное потребление местными жителями плодов дурьяна оказывает благотворное влияние на работу желудочно-кишечного тракта. Так они нам доказывают.
Завершая краткую экскурсию в гости к родственникам баобаба, упомянем в двух словах об ареалах и родине.
Родиной дурьяна считается Малакка и Малайский архипелаг.
Растение разводят преимущественно в странах Юго-Восточной Азии, но в качестве коллекционных экземпляров их часто можно встретить в ботанических садах почти на всех континентах этой удивительной планеты, что затерялась в безбрежных просторах Вселенной.