Буш, не скрывая радости, — а как же, очередная победа американской демократии! — назвал казнь Саддама — диктатора, деспота, сатрапа и тирана — «очередным шагом на пути Ирака к демократии». Нельзя так радостно смаковать насильственную смерть человека, тем более, если этот человек —
Кстати, по результатам недавно проведенного в Америке социологического опроса, 40% американцев поставили президента США Джорджа Буша на первое место в списке «основных злодеев». Здесь Буш сильно обогнал «террориста номер один» Усаму бен Ладена и бывшего президента Ирака Саддама Хусейна.
К личности Саддама, к его роли в истории мира и Ирака можно относиться по-разному. Но в чем ему не может отказать никто, — это в достоинстве и мужестве. Достойное поведение Саддама во время ареста (когда его арестовывали, Саддам, хотя и был вооружен до зубов, не оказал никакого сопротивления, при этом он просто сказал: «Меня зовут Саддам Хусейн!»), суда и казни вольно — или невольно — вызывает к нему уважение.
Американские военные с гордостью смаковали захват Саддама. Весь мир облетели кадры, на которых врач в резиновых перчатках ощупывал голову обросшего, постаревшего низвергнутого диктатора и пересчитывал его зубы. Позже, когда начался судебный процесс, Саддам преобразился. Во время санитарной обработки ему насильно сбрили бороду, но в тюрьме он снова отпустил ее. Вместо знаменитого человека в знаменитой военной форме, в знаменитом берете и со знаменитыми усами — в зале суда перед публикой неожиданно предстал величественный импозантный старик в белоснежной рубашке с отложным воротом, который гордо, без страха и упрека, смотрел на своих судей сквозь тюремную решетку и в ответ на их вопросы обильно сыпал афоризмами и цитатами из Корана.
30 июня 2004 г. Саддам Хусейн вместе с 11 членами баасистского режима (в том числе бывшими премьер-министром Тариком Азизом и министром обороны Султаном Хашими) был передан иракским властям, а уже 1 июля в Багдаде состоялось первое заседание суда по делу экс-президента, которому были предъявлены обвинения в преступлениях против человечности и военных преступлениях. Среди последних, в частности, — уничтожение порядка 5 тыс. курдов — представителей племени Барзани в 1983 г., использование химического оружия против жителей Халабаджи в 1988 г. (приведшее к гибели также около 5 тыс. человек), осуществление военной операции «Аль-Анфаль» в 1988 г. (уничтожение примерно 80 курдских деревень), развязывание войны с Ираном в 1980—1988 гг. и агрессия против Кувейта в 1990 г.
Процесс над Саддамом, по мнению наиболее авторитетных международных правозащитных организаций, проходил с многочисленными нарушениями. Защите не показывали документы, которые обвинение приводило в качестве доказательств, подсудимого то и дело выгоняли из зала заседаний за его особенно остроумные высказывания в адрес своих обвинителей и судей. Первая команда адвокатов Хусейна была распущена еще до начала судебного разбирательства, новые адвокаты первым делом усомнились в легитимности суда, а потом их и свидетелей защиты стали похищать и убивать. На Саддама в зале суда несколько раз бросались с кулаками неизвестные. В феврале Саддам объявил голодовку в знак протеста против плохого обращения с ним.
Судебный процесс над Саддамом Хусейном проходил в Багдаде на территории базы вооруженных сил США «Кэмп Виктори», расположенной в закрытой зоне международного аэропорта. 5 ноября 2006 г. Садам Хусейн был приговорен к смертной казни через повешение по обвинению в расправе над 148 шиитами, совершенную в 1982 г. в Эд-Дуджейле (помимо этого, спустя несколько дней был инициирован еще один процесс над экс-президентом — по делу о геноциде курдов в конце 1980-х гг.). Адвокатами была подана аппеляция, впоследствии отклоненная судебными органами страны. 26 декабря 2006 г. апелляционный суд Ирака оставил приговор в силе и постановил привести его в исполнение в течение 30 суток, а 29 декабря опубликовал уже официальное постановление о казни.
Перед казнью Саддама было обнародовано его прощальное письмо, в котором он призывал народ Ирака и всех людей «забыть про ненависть, потому что она не оставляет возможности быть справедливым, ослепляет и лишает разума». Казнь Саддама (кстати, американцы не дали ему дожить 4 месяца до 70-летнего юбилея) не оставила равнодушным никого. В мусульманском мире она вызвала не только массовые беспорядки и резню, но и волну самоубийств — особенно среди подростков! — в знак солидарности. Это явление уже назвали «синдромом Саддама».
Когда — за сутки после казни Хусейна — число погибших в результате терактов американских солдат превысило 80 человек, Буш отреагировал на это заявлением, что «будут новые трудности, и от американцев по-прежнему требуется самопожертвование во имя прогресса молодой иракской демократии».
Некоторые СМИ уже предложили назвать 2006 год — «годом, когда уходили диктаторы» или «годом ухода четырех диктаторов»: в ушедшем году умерли Сапармурат Ниязов, Аугусто Пиночет, Слободан Милошевич, Хусейн. Статус ушедших в мир иной диктаторов сильно различался: Ниязов ушел, как «пожизненный» президент и «отец всех туркмен», Пиночет — как подозреваемый в политических убийствах, Милошевич — как обвиняемый в военных преступлениях, Хусейн — как безусловно виновный в таковых.
В войне с Ираком и Афганистаном американцы увязли, как в болоте. Число погибших в Ираке американских солдат уже превысило 3 тысячи человек. Простые американцы не хотят умирать в Ираке, поэтому участились случаи дезертирства и «самострела»: солдаты считают, что лучше вернуться домой с позором и ранением, чем «героем», но в «цинке». История никогда, никого и ничему не учит! Нельзя воевать с мусульманами, не зная их религии, философии, истории, мировоззрения… Тем более, что они воюют за свою Родину, а американцы, как всегда, за свою демократию, но, как всегда, на чужой земле.
…Теперь на арену выходит Иран. Значит, очередь за порцией американской демократии дошла и до Махмуда Ахмадинежада. Кто следующий?..