Да разве мы мало знаем еще о Милане и его жителях? Джузеппе Верди — без комментариев. Адриано Челентано — всеобщий любимец, кинорежиссеры Лукино Висконти и Дино Ризи, знаменитый дирижер Клаудио Аббадо, композитор Нино Рота (вряд ли найдется человек, который не помнил бы музыку к «Крестному отцу») — это все родившиеся в Милане. Не говоря уже о Сильвио Берлускони…
Города — довольно стихийные образования и от этого крайне занимательны. Деревня или село живет по природным законам, в ней все правильно, все разумно и объяснимо. Старые города — изначальный хаос, которым пытаются руководить и который (часто успешно) пытаются организовать городские власти (муниципалитеты).
И за города всегда борются. Милан возник как кельтский город (600 год до н. э), и название получил по характеру местности: Mediolanum — «медио» — середина и «плано» — равнина, получилось — посреди равнины. Затем были битвы с римлянами, город проиграл и стал резиденцией римского императора. Во времена Ренессанса в Милане работал Леонардо да Винчи (знаменитая «Тайная вечеря»
Потом были Франция, Испания, Австрия — такой лакомый кусочек, как этот город, не мог остаться без нашествий и завоеваний. Во время Второй мировой войны частые ковровые бомбардировки сильно разрушили Милан.
Сейчас — это один из известнейших городов мира. И у всех на слуху его достопримечательности или крупные компании. Но всегда интересно, как связаны, казалось бы, далекие места с теми, которые являются родными? И даже здесь протягиваются многочисленные исторические ниточки.
Милан — родина многих святых: Феррари, Феррини (все католические, совсем «недавние»), блаженного Озанама. А самому городу покровительствует наш «общий»
Конечно же, имя Амвросия овеяно многими легендами. Есть, например, предание о пчелах, облепивших лицо маленького ребенка. Эти пчелы его не тронули, а просто улетели, оставив на языке младенца свой мед (наверное, есть связь с амброзией — мифологической пищей богов, бессмертием).
Амвросий крестил блаженного Августина. Получив вместе с братом Сатиром прекрасное юридическое образование в Риме, Амвросий оказался нужен в Милане (тогда Медиолане). Настолько нужен, что его практически одновременно окрестили и назначили епископом, чтобы уладить бушующие распри между арианами и ортодоксальными христианами. Авторитет Амвросия был велик — он отдал свое имущество, соблюдал обет нестяжательства, совершал чудеса. С Амвросием считался сам император Феодосий.
Память святого Амвросия Медиоланского отмечается во всем христанском мире. В католической церкви день его памяти — 7 декабря, в православной — 20 декабря, или 7 декабря по старому стилю, причем, эти праздники известны с IX века. Наш «общий» святой — одновременно покровитель Милана, и 7 декабря — общегородской и красочный праздник города. В Милане под его непосредственным руководством были построены две базилики, и сейчас действующие — Амвросианская базилика (там его мощи) и храм святого Назария, а также основан мужской монастырь. Амвросий был и писателем, оставив после себя книги о таинствах, о покаянии, об обязанностях священнослужителей.
«Общехристианский святой» Амвросий был еще и замечательный музыкантом. Его перу принадлежит множество литургических гимнов, которые дошли до наших дней — самый знаменитый гимн
Так что мы не только можем увидеть святого на картинах Рубенса или Ван Дейка, мы можем услышать его музыку, если зайдем в христианский храм любой конфессии. А отделяют нас от сочинителя этих гимнов скоро 700 лет.
Не менее интересна история Замка Сфорца. Этот замок — резиденция герцогов, правителей города. В XVI веке к украшению замка был привлечен Леонардо да Винчи, но от его работ сохранилось совсем мало.
Что бы мог напомнить этот замок? Определенно — Москву. Облик крепости Сфорца взяли за образец архитекторы, работавшие над московским Кремлём, достаточно посмотреть на форму башен и корону зубцов…
Когда в город вошел с победой Александр Суворов (выгонял французов), он, вероятно, удивился, увидев признаки знакомой архитектуры.
Много интересных фактов можно найти, если внимательно читать. В 1972 году рядом с Миланом было найдено тело Д. Фатринелли. Этот человек с весьма радикальными убеждениями родился в Милане и там же погиб. Богач с огромным состоянием и налаженным бизнесом, но с убеждениями предельно левацкого толка. XX век в Италии- это еще и век политических распрей, часто принимающих совершенно безумную форму («красные бригады» и так далее). Фатринелли даже пытался спасти Че Гевару, именно ему был передан «Боливийский дневник».
Но человек, подорвавшийся на собственной взрывчатке (по официальной версии), интересен еще и другим — Фатринелли был первым издателем книги «Доктор Живаго» Б. Пастернака. Существовала переписка между писателем и издателем, а за издание «антисоветской» книжки его же радикально настроенные товарищи подвергли суровой критике. Однако факт остается: запрещенная властями социалистической страны книга увидела свет благодаря деньгам левого экстремиста и издателя из Милана.
В Милане родился и живет драматург, чью пьесу ставят во многих театрах России, — Луиджи Лунари (пьеса «Трое на качелях»). Интересно, что в Новгороде эта пьеса была поставлена самим автором, но не напрямую, а через Интернет. Лунари руководил постановкой посредством электронной почты, прислал перевод, делился пожеланиями. Это что-то новенькое в театральном искусстве, однако получилось. И его знаменитая пьеса входит в постоянный репертуар этого театра.
Невозможно полностью проследить все связи между нашими культурами и историей. Но они есть, и довольно крепкие. В Милане, например, проводятся «русские фестивали», в основном, живопись, но это как раз и ценно, учитывая специфику итальянских городов.
У Милана — замечательные города-побратимы: Шанхай, Чикаго, Вифлеем и Тель-Авив, Франкфурт-на-Майне и… Санкт-Петербург. И еще много других городов мира, ведь сам Милан — не просто пышная помпезность и слава, но и просто город со своей тихой красотой.
«Один за другим мелькнут дни, проведенные на миланских улицах, и эти улицы, наконец, станут тем, что они есть, не заслоненные ни элегическим воспоминанием о прошлом, ни заманчивой мечтой о предстоящем». Павел Муратов «Образы Италии».