Маврикий: во что превратилось «гнездо пиратов»? В ожидании Додо...

Реклама

«Модель рая» — назвал Маврикий Марк Твен, побывавший там в конце XIX века. Но в этом месте довольно много просто интересного и совсем парадоксального.

На официальном, государственном (английском) языке говорит менее 1% населения. Жители острова, за владение которым спорили крупнейшие европейские морские державы, в большинстве своем сейчас являются индийцами и креолами (франко-афро-малагасийского происхождения).

Главную и уникальную природную достопримечательность Маврикия — птицу дронт, ученый К. Линней внес в свои труды тогда, когда ее уже никто не видел. Феномен земли «Семи цветов» (или «Цветные пески»), играющей всеми цветами радуги, до сих пор наукой не объяснен. А ананасы на Маврикии считаются сорняком.

Реклама

«Звезда и ключ Индийского океана» — это не просто слова, они написаны на гербе крохотного государства. Потому и доставалось, что ключ, потому и переходили из рук в руки острова (их три — все они относятся к государству Маврикий). У острова было несколько названий. Когда-то его открыли арабы (в 975 году), но, поскольку земля оказалась необитаемой и торговать было не кем, они ушли, оставив свое название: Динаробин (Серебряный остров). Потом, уже в XVI веке, появились португальцы и дали свое название: Cisne (Лебедь). Маврикий стал перевалочным пунктом на пути в Гоа.

Через несколько лет пришли голландцы — им так удобно было передохнуть по дороге на остров Ява, что они дали свое название (Маурициус) и решили плотно обосноваться.

Реклама

В 1715 году прибыли французы и переименовали остров в Иль-де-Франс (как у себя на родине). К делу они приступили серьезно, бороздили и изучали океан знаменитые адмиралы Бугенвилль (в его честь назван сорт винограда) и Лаперуз (и у нас есть пролив его имени).

А дальше попеременно остров был разменной картой в постоянных военных столкновениях французов и англичан и, одновременно, прибежищем корсаров. Штурмы, пленения красавиц, крики «на абордаж!» — возможно, что все последующие подобные сюжеты выросли в этих прибрежных водах. Не исключено, что именно пираты изгнали голландцев, а вот при французах они стали пиратами «в законе». Самый знаменитый пират Робер Куртюф по кличке «Гроза морей» стал офицером французского флота, ему был даже пожалован титул барона. Разбойник стал и одним из первых кавалеров Ордена почетного легиона. Умер он во Франции, «при нотариусе и враче», будучи самым богатым судовладельцем Франции. А на острове где-то еще таится его клад.

Реклама

А дальше на остров заступили англичане. Работорговля была уже запрещена, зато на Маврикий потянулись жители Индии. И сейчас они составляют этническое и религиозное большинство населения. На острове побывал и Махатма Ганди.

Посещали Маврикий писатели и ученые (Чарльз Дарвин). Все восхищались островом, а Джозеф Конрад (1957−1924 годы) назвал его «жемчужиной, источающей сладость». Этот классик английской литературы родился, кстати, в Бердичеве, и звали его Юзеф Теодор Конрад Коженевский. Его отец — польский повстанец, был сослан в Вологду, семья уехала за ним. Затем — Чернигов, Львов, Краков, Марсель, Англия. Состоял на морской службе, избороздил все моря, написал изумительные книги и даже отказался от британского рыцарства, потому что у него уже был свой фамильный польский герб. О замечательном писателе можно рассказывать бесконечно, здесь же интересен сам факт того, как он воспринял остров Маврикий.

Реклама

Во время Второй мировой войны Маврикий был английской военно-морской базой и играл большую роль, особенно после того, как Сингапуром овладели японцы. А затем последовала борьба за независимость.

За прошедшее века Маврикий много приобрел, но и немало потерял. И потери оказались невосполнимые. Черепахи, которые были «живыми консервами» всех мореплавателей, исчезли. Исчезла и знаменитая на весь мир птица дронт. Даже ее рисунков практически не сохранилось.

«Додо» — так называли ее голландцы, и это второе название дронта. Огромная нелетающая птица, навсегда исчезнувшая с земного шара. Им ведь когда-то не нужно было вообще ничего бояться — острова-то были необитаемые, вот птицы и разучились не только летать, но и даже быстро бегать и плавать.

Реклама

Само название «Додо» производят от «глупыш» или чуть грубее (у нас, кстати, тоже есть в Арктике такая доверчивая птица). К ней нужно было только подойти, стукнуть и съесть — благо, мясо было вкусным. Джеральд Даррелл использовал изображение Додо в качестве эмблемы для своего фонда защиты исчезающих диких животных. И на гербе Маврикия красуется дронт. А в английском языке появилась поговорка: as dead as a dodo (мёртв как дронт). Хотя англичане до «Алисы в стране чудес» вообще считали птицу мифом.

Но Додо действительно несколько столетий никто не видел, хотя есть люди, которые надежды не теряют. Хотя бы в других, еще достаточно затерянных, местах… И генетики собираются «реконструировать» птицу. Оксфордские ученые настроены решительно в плане «возрождения» дронта. Косточки сохранились, ДНК выделено. Очень хочется человечеству вернуть то, что было уничтожено, как говорят, всего лишь за 80 лет. Так что побудем немного в ожидании Додо…

Реклама

А Маврикий продолжает жить, работать (сахарные плантации и туризм), отдыхать, праздновать. Культурная жизнь на острове достаточно богатая. Есть и свои знаменитости. Достаточно сказать, что выходцем с острова является Жан-Мари Гюстав Леклезио — лауреат Нобелевской премии по литературе 2008 года, признанный «величайшим из живущих писателей, пишущих по-французски».

В маврикийских праздниках смешалось все: есть и католические, и 1 мая, и день рождения Ганеши, и индуистский Новый год Угали, и китайский Новый год. А на острове Реюньоне, относящемуся к Маврикию, еще и тамильский Новый год, и праздник в честь Черной Пресвятой девы, и праздник богини Кали, и Праздник волн, и даже Праздник овоща шушу. Будет музыка, тамтамы, будет зажигательная креольская сега…

Реклама