У многих людей название города ассоциируется с так называемыми Дейтонскими мирными соглашениями по Югославии. Переговоры по Югославии проходили на военной авиабазе США в Дейтоне (Wright-Patterson Air Force Base) в ноябре 1995 года. Были достигнуты соглашения о прекращения огня, о разделении враждующих сторон и обособлении территорий, они положили конец гражданской войне в Боснии и Герцеговине 1992−1995 годов. Подписание Дейтонских соглашений состоялось 14 декабря 1995 в Париже.
Те, кто увлекается историей авиации, знают, что город Дейтон — родина знаменитых братьев Райт — Уилбера (1867−1912) и Орвилла (1871−1948), хотя старший из братьев, Уилбер, родился в штате Индиана, а Орвилл уже в Дейтоне. Здесь они прожили всю свою жизнь, посвятив ее авиации. 17 декабря 1903 года братья Райт совершили первый управляемый полет на самолете, аппарате с двигателем, построенном ими по собственному проекту. До этого они почти два года летали на планере. Они являются основоположниками американской авиации и пионерами воздухоплавания.
Для меня Дейтон запомнился своим замечательным Музеем воздушных сил США — National Museum of the United States Air Force, расположенным вблизи авиационной военной базы Райт-Патерсон (Wright-Patterson Air Force Base). Этот музей является самым старым и самым большим в мире музеем военной авиации. Никогда и нигде вы не увидите такого гигантского музея авиационной техники. Достаточно сказать, что музей, включая экспозиции под открытым небом и мемориальные парки, занимает территорию в 400 акров, или 160 гектаров! В нем собрано свыше 400 самолетов разных времен и стран, и более 15 тысяч экспонатов, рассказывающих о истории и современном состоянии военной авиации. А приезжают в музей ежегодно около 1,3 миллиона человек. Музей является наиболее посещаемым туристами объектом в штате Огайо!
Чтоб осмотреть все музейные выставки, хотя бы мельком, туристу недостаточно одного дня, надо побывать там несколько раз. Мне повезло, я побывала в этом Музее дважды, проведя там по целому дню, но все-таки хотелось бы побывать еще раз! Очень важным моментом является то, что музей в Дейтоне работает круглый год, без выходных, с 9 утра до 17 часов, закрыт всего 3 дня в году — в День Благодарения, на Рождество и 1 января. И вход туда для всех абсолютно бесплатный! При входе в музей можно взять бесплатно «аудиогида» — плеер с наушниками, тогда легче ориентироваться среди многочисленных экспонатов. И разрешено бесплатно фотографировать и снимать на видео.
Для сравнения (опять не в нашу пользу) —
История Музея в Дейтоне такова. Еще в далеком 1923 году на военном аэродроме McCook Field, служившем экспериментальной базой для испытаний военных самолетов, расположенном на берегу реки Майами, как раз напротив даунтауна Дейтона, стали собирать коллекцию различных технических средств, имеющих отношение к авиации, как американской, так и иностранной. В 1927 году музейную экспозицию переместили на аэродром Райт-филд (Wright Field). Часть экспонатов размещалась под открытым небом, нуждалась в постоянном ремонте. Решено было создать большой музей военной авиации, ибо количество экспонатов росло, нужны были большие закрытые площади для размещения. Создание современного музея было не таким быстрым, как хотелось бы. И вот
В пяти огромных ангарах размещены тематические экспозиции:
1. Ранний период развития авиации, где можно увидеть первые самолеты братьев Райт и других авиаконструкторов первой половины ХХ века.
2. Авиационная техника периода войн в Корее и Вьетнаме.
3. Галерея периода «Холодной войны».
4. Галерея ракетной и космической техники.
5. Президентская галерея, где представлено несколько президентских самолетов — Никсона, Картера, Рейгана.
6. Современные научные исследования и развитие военной авиации. Там можно увидеть самолет-невидимку, который практически невозможно обнаружить средствами ПВО.
В музее есть летный тренажер, на котором желающие могут испытать себя в роли пилота.
На открытом поле, на специальных площадках, размещены самолеты времен Второй мировой войны и современные, принимавшие участие в операции «Буря в пустыне» (1991 год, конфликт между Ираком и Кувейтом). Здесь можно не только посмотреть, но подойти и потрогать и немецкие самолеты, например «Юнкерс-88Д» (Junkers Ju 88D), или «Мессершмитт» (Messerschmitt Me 163B Komet, Messerschmitt Me 262A Schwalb), и американские Дугласы, Боинги, например «Боинг — летающая крепость» (Boeing B-17G Flying Fortress), и много других. По другую сторону зданий музея, тоже на поле, стоят разные виды ракет.
Ещё рядом с музеем в 1972 году был создан Мемориальный парк славы, где нашли упокоение герои-летчики, погибшие при исполнении служебного долга во время различных военных конфликтов. Сейчас в парке более 500 памятников, высажены различные деревья, кустарник, цветы. Когда по приезду только выходите из машины, вас встречает музыка карильона, которая звучит в Мемориальном парке постоянно.
В мае 1991 года в первом из павильонов Музея открыли современный кинотеатр системы ИМАХ на 500 мест, в котором показывают фильмы и об авиации, и о выдающихся летчиках, о природе различных регионов Земли. Вход в кинотеатр, конечно, платный, но цены намного ниже, чем в подобных кинотеатрах у нас в России. Очень удобно в середине дня, когда ноги уже устают от хождения по залам, пойти на сеанс в кинотеатр и отдохнуть в удобном кресле, получив яркие впечатления от фильма. В том же павильоне, рядом с кинотеатром, есть несколько магазинов с сувенирами, можно взять разные буклеты о музее бесплатно, есть кафе, чтобы перекусить.
Остается только позавидовать американцам, что они имеют такой замечательный музейный комплекс, которым можно гордиться. И надеяться, что когда-нибудь и в России появится что-то подобное, масштабное!
Примечание. Мы во время посещения музея все снимали на видео, поэтому снимки в статье все с сайта музея: www.nationalmuseum.af.mil.