Как будто из уважения к Саянам притих вертолёт, меняются лица пассажиров. Кто-то кричит мне в левое ухо: «Речка Китой!» — и показывает пальцем между скал, я ничего не вижу, я просто пытаюсь осознать, со мной ли это происходит.
Вот эти снежные с чёрным гольцы, серое тугое небо, изломы и редкие деревья — как будто поверх обычной иллюстрации взяли да положили то, что невозможно красиво, что заставляет меня чувствовать себя какой-то ерундовинкой, непонятно зачем существующей среди великолепия суровой природы Саян. Но у меня нет времени опомниться, потому что вдруг мы садимся.
— Ну вот, мы на месте, — голос проводников звучит деловито, но так, будто в ушах борода Да Винчи застряла — издалека.
Те, кто спешат на помощь
Ошор-лама серьёзен. Я здороваюсь с хозяевами местности, мысленно объясняя им, что недугов у меня нет (ну, почти), и всё, чего я хочу у них попросить — это впечатлений, знаний об этом месте. Если честно, волнуюсь.
— У нас всего два часа, давайте обойдём территорию, посмотрим, что да как, — мы поднимаемся к турбазе. Проходя сквозь турбазу, вижу молодого парня — работника. Он стоит на деревянных мостках между домиками, смотрит задумчиво на симпатичного бурундука:
— Это Чип, — неуверенно сообщает он. — Или Дейл?..
Жаль, у меня не было возможности помочь ему определиться, кто из «спасателей» грелся на солнце в тот момент, действительно — времени мало. Сразу от турбазы через мрачные времянки-зимовья, варварски срубленные из деревьев священного места, — к источникам. Давление, сосуды, суставы, глаза… медицинский многопрофильный центр. Благодарности, сувениры, деревянное зодчество. Количество минеральных солей играет в игру с ландшафтом — местами вроде японский сад, а вот классический ельник с камнями, ручьи с солёными берегами… У одного из них слышу тихое — «Раковый источник». Но ещё перед этим я чувствую особенную атмосферу. Нельзя сказать, что здесь больше знаков пребывания исцелившихся, нет… Но, знаете, есть в русском языке замечательное слово — «намоленный». Такая атмосфера сразу чувствуется, пусть и не потрогать её.
А вот источник «Мужское упрямство» звучит и выглядит бодро. Мы с Ошор-ламой осматриваем камни, увы, уже с современными иероглифами. Я поверх умных бесед вижу чудесный Трёхглавый голец — он вроде кокетничает со мной: как ни подниму глаза — вижу. Нравится.
Оставив настоятеля в маленьком буддийском храме, мы с начальником турбазы движемся к радоновой ванне. Там, позади, горловое пение Ошор-ламы, его молитва. А впереди рассказ о том, как необъяснимо целебна ванна, сколько лет этому зданию и что обозначают символы вокруг. И ещё символ: юный блондин-турист с красным обгоревшим лицом — вот, дошли, нормально всё, хочу воды взять, голову помою, а сверху ополосну этой целебной водой…
Три линии шумакских источников тихо говорят на своём языке. Доносится шёпот Шумака — ещё рано, ещё холодно, настоящий шум впереди. Впереди и тёплый сезон, когда здесь будет комфортнее лечиться и отдыхать посетителям. Шесть километров вниз — волшебная Гора ребёнка. Как и почему, стоит ли разбираться, но самые отчаявшиеся супружеские пары становятся родителями, посетив эту местность. Многие считают, что аналогов Шумаку по части лечения бесплодия просто нет.
Там, впереди… жизнь. Капля, ещё капля. Слеза радости. Я не спрашиваю вас, духи местности, не тревожу — я вижу это. Такой природы не смоделировать, не нарисовать. Кто-то сверху постарался. Спасибо.
Чистое русло эпилогаРеклама
Бравый дядька-пилот в столовой шутит: «Вылет в три часа. Кто не успел — через неделю». Я традиционно восхищаюсь и пилотом с ясными синими глазами, и его машиной. Особенно после рассказа о том, как вертолёт застилали брезентом и тоннами вывозили мусор, скопившийся за годы пребывания здесь жаждущих исцеления и спокойного отдыха. Сегодня на Шумаке введено правило — появился, вот тебе мешок, мусор сдашь, потом вывезут.
— Это очень хорошо. Работает главный закон для этих мест — если нужно, возьми. Но не уноси с собой и ни в коем случае не оставляй после себя грязь, — Ошор-лама доволен.
— То есть старинная традиция: не уноси с собой аршаны — они не будут целебными?
— Абсолютно верно. Нельзя нарушать гармонию целебных мест — дыши этим воздухом, заваривай целебную траву, лечись грязями и водами, но не забирай. Если человек придёт сюда с почтением, придёт с бедой, Шумак ему обязательно поможет. Но, как и в любом серьёзном деле, нужно быть ответственным.
По дороге домой я размышляла о том, что видела. О том, что слова «спасибо» и рассказы о пропадающих морщинках — это те слова, которые приемлемы в сетевом маркетинге, а не там, откуда гений Да Винчи да мысли, мысли — везут меня домой. О том, что у меня есть друзья, и они очень далеко, и у них горе. Ошор-лама велел ехать им на Шумак…
Полчаса до Иркутска. Да, нужно серьёзно готовиться к таким поездкам. И получать от них пользу. Считается, что на Шумаке нужно лечиться неделю или двадцать один день — зависит от показаний и заболевания. Сегодня можно помочь большему количеству людей, поскольку есть регулярное сообщение с Шумаком посредством вертолёта. А духи — они возражать не станут, если и вы отнесётесь к местности с почтением.
Совсем эпилог
Мы с Ошор-ламой делали вид, что вовсе не боимся, что вертолёт улетит без нас, мы просто на всякий случай тут рядом постоим. Настоятель носком ботинка двигает камни.
— Смотри, сердце.
— Ух ты, точно, такое правильное, надо же, причуды природы…
— А вот смотри, ещё одно.
Это был символ. Что он означает, я вам не скажу. Но когда вы будете на Шумаке, вам предстоит узнать многое о символах, увидеть то, что нельзя объяснить, и то, о чём, я думаю, не стоит рассказывать — каждому свои чудеса и эти, ну как их — артефакты. И вы сами не станете о них рассказывать, я уверена.
Да, на прощание — просьба: попробуйте узнать, кто Чип, а кто Дейл из тех знакомых бурундуков, и поимённо передайте от меня привет. Скажите им, что я тоже вернусь. Обязательно.
В статье использованы фото- и видеоматериалы сайта www.shumak.ru.