А потом, когда вода сменила цвет и вкус, когда сменилась страна и вот эта чудесная аббревиатура — ПМЖ (пусть меняется жизнь), моя мама рассказала мне о Шумаке. Смущённый кандидат наук, радиохимик и просто ветеран-чернобылец, она сказала:
«Знаешь, так не бывает. Из-под одного камня, буквально в нескольких сантиметрах друг от друга, бьют источники разного состава и разной температуры. И… трудно объяснить. Безнадёжных больных ставит на ноги Шумак. Чья-то судьба, надежда, вторая жизнь. Уникальное место»
В заметках о том, что необходимо узнать о Прибайкалье, улеглось каплей: Шумак. Но так уж вышло, что моё отношение к Шумаку изменилось задолго до того, как я с ним познакомилась.
Кабинет, в котором порядок
Ошор Занданов, настоятель Кыренского буддийского дацана, приехал в Иркутск за день до путешествия. Тункинский житель, он никак не мог уместиться в квартирке на пятом этаже и успокоился только после чая и долгой беседы о перспективах нашей планеты. Перспективы, согласно наставлениям Ошор-ламы, могут быть вполне приличными, если прекратить забирать, ничего не отдавая взамен.
— Представь себе кабинет начальника, куда все станут ходить, забирать всё, что там есть, а заодно устраивать застолье, оставляя за собой пустые бутылки и грязные тарелки. Такой кабинет не нужен начальнику, и если у него не хватит сил навести там порядок и всех празднующих прогнать, он, что? Правильно, переедет. Так и с сакральным местом. Любым.
Сакральное место, о котором мы ведём речь на моей кухне, — северные склоны Тункинских гольцов. Шумакские минеральные источники, о которых рассказано многое и не сказано ничего для того, кто не видел. Чистая вода, убегающая с изрядным шумом вдаль, уносящая с собою беды и болезни, страх перед завтрашним днём и безысходность. Долина реки и три линии уникальных подземных ключей, волшебная природа и труднодоступность для обычного туриста в легкомысленной обуви, скажем вот так — кедонедоступность. Целебные травы, насыщенный минеральными испарениями воздух, бодрые местные жители — звери и птицы. Маленькая турбаза, крошечный буддийский храм с крышей, покрытой уютным мхом. Такой вот кабинет. Одна капля воды во Вселенной. Слеза, из горестной превратившаяся в ту, что смахнут с улыбкой.
— Очень давно эти края известны бурятам, соётам и монголам. Легенды говорят, что Чингисхан отправлял на Шумак своих заслуженных воинов, сам бывал там. Когда у бурята заболеет родственник — в одеяло его, через коня — и на Шумак. Если доберутся, попросят духов помочь, станут лечиться — хворь пройдёт. А ещё в начале прошлого века на Шумаке был эмчи-лама (лама-лекарь), который составил описание свойств каждого источника, на камнях были сделаны пояснительные надписи. Сейчас их уже нет, но интересно, что современные учёные подтвердили предназначение той или иной воды. Так вот сменяются века, наука двигается вперёд, и у нас уже есть больше возможностей — можно лечиться, привозить людей тяжело больных и издалека. Это хорошо.
Если говорить о составе вод шумакских источников, вроде всё традиционно целебно: радон, гидрокарбонат, кремний, вещества, в малых дозах полезные в виде санаторного лечения. Но есть то, о чём не станут рассказывать в подробностях духовные служители, и то, о чём промолчат потерявшие надежду и исцелившиеся. Сам механизм чуда. То, что земля Шумака совсем непроста, понимаешь уже из бесед с местными жителями, из преданий и… общаясь с теми, кто, если честно, давно уже должен был стать слезой, а потом и высохнуть, как память, в камень.
— Ты должна понимать: то, что Шумак лечит, — вторично. Это сакральное место, точка Земли, где она выделяет на поверхность особые знаки, скажем, благоволения. В этих местах живут духи, сильные хозяева местности. Это своего рода маяк или локатор такой. И если люди не будут относиться к нему с почтением, будут приходить, жадно хватать то, что им нужно, и, оставив за собой грязный след, уходить, если будут на этой земле конфликты — кабинет закроется.
— Это как?
— Очень просто. Вода всё так же будет вытекать на поверхность, но она будет просто водой, как из-под крана. Уйдут духи в другое место. Земля станет отдыхать от жадных людей. Но сейчас у Шумака есть все шансы оставаться таким же — лишь бы не вредили ему. И вот, знаешь, ещё что. Много говорят о том, что эта земля лечит самые тяжёлые и страшные недуги. Это правда. Но ещё нужно отметить, что шумакские источники хороши как реабилитационный период для больных — после операций, терапии с сильными антибиотиками, ослабляющими организм, вот таких больных нужно обязательно вывозить туда, они очень быстро встанут на ноги…
— И побегут.
— Оттуда быстро не убежишь, — смеётся Ошор-лама. — Возможно, сама природа позаботилась о Шумаке, спрятав его в труднодоступное место. Трудный перевал, капризная погода. Даже вертолёт, знаешь…
Знаю. Моя мама заметила: «Предупреди всех, что можешь задержаться на несколько дней. Не будет погоды, и не улетите вы оттуда».
Прямо скажем, маняще…