Об истории Выставочного центра есть прекрасные статьи, а я хочу написать о его сегодняшнем дне, об отношении к символам и своему прошлому. А главный символ Выставки — фонтан «Дружба народов» (когда-то назывался просто «Сноп»). Этот фонтан всегда являлся дорогой золоченой визитной карточкой советской эпохи.
Монументальнейшее сооружение архитекторов К. Топуридзе и Г. Константиновского, а также нескольких скульпторов и инженеров. Объём чаши фонтана составляет около 4000 кубометров, количество струйных насадок — 2000. Струя воды выстреливала когда-то на 22 метра ввысь («парадные струи»). Причем, система управления позволяла манипулировать струями, создавая разнообразные рисунки.
Кто-то, глядя на фонтан сейчас, преисполняется гордостью за прожитое время, которое считает одновременно и великим, и страшным. Этот человек будет испытывать и ностальгические, и горькие чувства. Кто-то и внимания не обратит: мало ли статуй в Москве времен сталинского ампира?
А кто-то усмехнется или даже посмеется. Причем, посмеяться можно даже талантливо. Есть в Москве деятель (поэт-писатель-художник — так, как сейчас принято, — все до кучи) Андрей Монастырский, который описывает этот фонтан своеобразно. Фонтан — это мандала (буддийский символ, сфера обитания божеств или чистые земли Будд). А ведь действительно, в сложных геометрических фигурах есть своя красота и тайна. Бассейн фонтана повторяет форму восьмигранной площади с внутренними размерами 81 на 56 м.
В центре бассейна — огромный золотой сноп из сельскохозяйственных культур, пшеницы и подсолнуха, главным образом. Есть там и конопля, что ж скрывать, когда-то была она необходимой и важной культурой. Монастырский рассматривает сноп как божество, символ плодородия. Конечно, символ плодородия, а что же в России может быть символом, как не сноп? Не лотос же, в самом деле.
Вокруг исполинского снопа в кругу — 16 бронзовых красавиц в национальных костюмах (когда-то Карело-Финская ССР была союзной республикой, потом упразднилась до Карельской АССР в составе РСФСР). Эти фигуры девушек-колхозниц на гранитных постаментах (по версии Монастырского, — девственниц, как и положено в сакральных сооружениях) покрыты сусальным золотом.
Оставим на совести московского шутника «разбор фонтана». Любое архитектурное сооружение можно так и сяк «концептуально» рассматривать. Но фонтан остается символом эпохи, и можно иронизировать сколь угодно, но, кажется, мало кто станет возражать против символов изобилия или дружбы народов.
Фонтан Треви — символ Рима, в него своим «фонтаном» сыплются монетки туристов (которые потом уходят в благотворительный фонд). Божества, тритоны, лошади, — целое театральное представление, да еще на месте старого римского «акведука Девы». Что он символизировал раньше? Тоже ведь что-то помпезное и грандиозное. А сейчас — символ города и «незарастающая» первая туристская тропа. Интересно, как «Дружба народов» будет восприниматься через несколько сотен лет? Если сохранится, конечно. А хотелось бы, чтобы сохранился, хотя есть у фонтана проблемы.
И хотелось бы, чтобы ВВЦ стоял как памятник своей эпохе, стоял как можно дольше. Был сложный период, когда все, что можно было найти в павильонах «Животноводство» или «Кролиководство» — это лотки с турецким ширпотребом. Кому-то ведь и одеться помог в тяжелое время этот ширпотреб.
И пусть стоят павильоны по названиям бывших республик. И снова не зря стоят. В павильоне «Карелия» — на 1 этаже бельгийский гобелен. Но зато на 2 этаже — пожалуйста, уже мебель из карельской березы. В павильоне «Армения» — дегустация армянского коньяка и продажа любимого многими варенья из зеленых грецких орехов.
Есть и прочие выставки: порхают живые тропические бабочки, стоят пугающе-живые восковые фигуры из Петербургского музея, все никак не дойти до Музея телесных наказаний и не посмотреть на живых акул (хотя глаза б мои их не видели).
И бесконечные фанаты велосипедных фигурных прыжков-кульбитов, и великолепное мастерство, демонстрируемое на роликах представителями разных возрастных групп. ВВЦ (ВДНХ) остается любимым местом отдыха. И отдыхают обычные люди, выгуливая себя по огромной территории (а с учетом Ботанического сада — прогулка может очень сильно затянуться). Самые что ни на есть обычные люди, а не те, у кого сейчас главная проблема в том, что не хватает летнего автомобиля. Получается, что сделали все-таки для людей?
Да, живет выставка. И фонтан «Дружба народов» любим народом. Может, и дружба народов никуда не делась? Хотя бы опосредованно… Хотя бы в качестве легенды. Или в качестве заявленного когда-то протокола о намерениях.