Если задуматься о происхождении слов, имеющих, казалось бы, противоположное значение, можно найти много общего в различных сферах нашей жизни. Умение проводить аналогии — занятие познавательное, по крайней мере, развивает умственные способности. Без них жить, конечно, можно, но все же — школа зачем-то существует!
Пирамида, древнеегипетское сооружение, помещенное в качестве символа долголетия и прочности на однодолларовой купюре, восходит к древнегреческому слову «pyramis», которое обозначает пирог из пшеничной муки, испеченный в форме пирамиды. Догадались, как пирамида соприкасается с хот-догом, то есть «горячей собакой»? Речь идет о выпечке, то есть кулинарии, но причем тут животные — собаки? На американском сленге собаками называли колбасу, в конце 19 века в колбасный фарш добавляли мясо собак. Вот и получается, что мы связали сразу несколько дисциплин: архитектуру, биологию, технологию пищевого производства, историю.
В этом очерке я размышляю об истории жилища и, воспользовавшись этимологией, делаю для себя неожиданные выводы. Для меня оказалось новостью, что современные деревянные дома произошли от землянки, а русская печь совсем не русская по происхождению… Но давайте учиться по порядку.
История древнего жилища вдохновляла меня со школьной скамьи. С удовольствием я читала о том, как строили дома первобытные люди. Конечно, они брали пример с животного мира.
Я задумалась о философии — если можно применить это понятие к братьям нашим меньшим — самого процесса строительства «индивидуального жилья».
Млекопитающие строят гнезда, норы и прочие укрытия для продолжения рода. Иногда для обеспечения защищенности, а может, и от стремления к комфорту. Если посмотреть на орангутанга, уютно расположившегося в гнезде, устроенном им весьма причудливо, можно согласиться с предположением — предаваться мечтам в таком логове удобно и приятно! Уютными выглядят и гнезда полевых мышей на стеблях злаков: эдакие соломенные колобки на палочках.
По свидетельствам орнитологов, некоторые птички при строительстве жилища проявляют удивительные качества птичьей души. «На крыше одного дома в Аргентине пара печников (жизнерадостные птицы величиной с дрозда, оглашающие аргентинские окрестности веселыми, звонкими руладами) построила гнездо. Однажды самка попала в мышеловку, и ей перебило лапы. Вырвавшись на свободу, она с трудом долетела до гнезда и там умерла. Самец в течение нескольких дней кружился около гнезда, оплакивая свою подругу, а затем исчез. Через два дня он появился снова в сопровождении другой самки. Они сразу же принялись за работу и замуровали вход в старое гнездо, где лежали останки погибшей птицы. На этом саркофаге они построили новое жилище, в котором благополучно вывели потомство»
А как обстоит дело у нас, человеков? Говорят: место женщины у очага. Бедуин, имеющий несколько жен, обязан предоставить каждой жене отдельный шатер. Оказывается, утверждение, что привязать женщину можно только с помощью очага, имело право на существование уже в древнейшие времена.
Жилище номер один — пещера
Ученые давно предполагали, что начальные центры появления человека на земле распределялись в странах с теплым климатом. Недавние исследования показали, что родина современного человека — континент не только с «теплым климатом», но даже с жарким. В центральной Африке, когда появились первые люди, скорее всего не было необходимости бороться с морозом, кутаться в меха и строить юрты. Нашим предкам требовалось укрытие, главным образом, от дождей, бурь, излишнего зноя, от опасных зверей и от некоторых себе подобных.
На поверхности земли обнажались мощные выходы пластов известняков. В этой породе циркуляцией подземных вод вымывались пустоты или пещеры, тянущиеся иногда вглубь породы на много километров. Первыми оценили такие «квартиры» животные. По их примеру люди начали использовать пещеры под жилье. Иногда целые роды или племена заселяли ходы в пещерах. Так возникали «пещерные города».
Знаменитая на весь мир «страна прекрасных лошадей» — пещерная Каппадокия в Турции — впечатляет. Каскады и террасы Памуккале, сказочный замок, сложенный из белого, словно вата, известкового туфа, стали объектами прибыльного туризма, а до недавнего времени там проживали люди.
Жилье в пещере было прочно, а ночью с кострами у входа оно было ограждено от нападения диких зверей. Известковые пласты и мощные глинистые песчаники сравнительно мягки. Уже в каменном веке топором обтесывали, выравнивали для удобства внутренние стены, своды и пол пещер.
Об «уплотнении» люди каменного века не заботились, как наши дедушки и бабушки в советское время. Наоборот, благодаря мягкости «строительного материала», при нужде слегка расширяли «жилплощадь».
Местоположение некоторых пещерных селений было выбрано так удачно, что последующие поколения не оставляли этого жилья.
Пещера была святым местом, умиравшие и воскрешавшие боги рождались в пещере. Монастыри и скиты использовали пещеры испокон веку. Множество пещер сохранилось в Салачике (Крым) и тут же — в Чуфут-Кале. Некоторые пещеры были заняты помещениями Успенского скита, другие — обширные, отлично обработанные внутри пещеры — в течение многих столетий входили в состав хазарско-караимского города Кыркор, населенного вплоть до 18 века.
Неподалеку от Бахчисарая по долине реки Качи располагался пещерный город Качикален, с превосходно отделанными внутри помещениями, вмещавший многочисленное население киммерийцев и тавро-скифов. На юго-западе от Бахчисарая находились знаменитые огромные пещерные города с каменной «мебелью» времен колонизации из Эллады. Под Симферополем пещерный город Бакла, когда-то заселенный греками, является важнейшей достопримечательностью Крыма. Такие же, с жильем, в различной степени отделанным, пещерные селения известны ученым во многих местах Туркестана, в восточной Индии, Месопотамии, Сирии, Тунисе, Триполи, южных частях США, во Франции (Шампаньи, по Луаре и Гаронне), Италии, Израиле.
По многочисленным свидетельствам, пещерные скитальцы жили в естественных подземных сооружениях до начала 20 века. Еще в тридцатые годы прошлого столетия человек жил в пещерах, как много-много веков назад. В Италии перепись 1927 года указывала, что в стране имеется 37 000 жилых пещер с населением свыше 100 000 человек! В известняках под Севастополем в двадцатые годы располагались помещения Инкерманского монастырского общежития.
Севастополь — это древний подземный город, хранящий вековые тайны и секреты. С момента основания он считался оборонительным городом, и поэтому таит в себе подземные ходы, пещеры, лабиринты, бомбоубежища. В начале июля 1942 года казематы 35-й батареи и пещеры мыса Херсонес стали свидетелями одной из самых тяжелых страниц обороны Севастополя.
В Челябинской области некоторые российские «маргиналы» и в наше время укрываются в пещерах. За рубежом сохранились более комфортные, освещенные электричеством древние пещеры, где проживают вполне обеспеченные люди, не похожие на наших бомжей.
Вторая часть статьи расскажет про «дома на деревьях».
(В качестве иллюстраций использовались фото Лии Усмановой.)