У него нет ни мотора, как у автомобиля, ни стального корпуса. Значит, пешеход изначально находится в более проигрышном положении и нуждается в защите. В-третьих, все мы, включая обычных и профессиональных водителей, большую часть жизни все-таки являемся пешеходами.
Мы лишь на какое-то время становимся водителями, садясь за руль. И в эти моменты ругаем тех самых пешеходов, которые еще не водители. Причем эти самые пешеходы могут быть такими же водителями, идущими к своим автомобилям, и станут водителями… несколько позже, если нынешние водители, что в данный момент за рулем, позволят им дойти живыми и невредимыми до гаражей, автостоянок и прочих мест парковки. При этом пешеходы, что покамест еще не водители, но станут ими, как только доберутся до своих «железных коней», ругают нынешних водителей, которые еще с полчаса назад были такими же пешеходами, а теперь уже шоферы. Таким образом, пешеход и водитель — это две стороны одной медали.
Про долбо… О водителях-лихачах, что создают аварийные ситуации, сплошь и рядом уже сказано столько негативного, что целые тома можно складывать. И это — правильно. Нужно о них говорить и учить их же самих себя контролировать. Через штрафы, лишение прав. Но, как у всякой медали есть две стороны, так и тут: нужно говорить и о долбо… о горе-пешеходах, которые странно и опасно, не соблюдая правил, переходят проезжую часть.
4. Итак, вновь о пешеходах-манипуляторах. Пример: едешь по широкой улице крупного спального района. Две полосы в одну сторону, две — в другую. Движение — плотное. Проезжую часть разделяет посередине метровая полоса для пешеходов, что одну половину дороги пересекли, а вторую не успели. И вот сразу видишь его — пешехода-долбо… Стоит, а вернее, с огромной амплитудой качается на этой метровой полосе мужичок. Дует ветерок, и оттого сей «путник с нетвердой поступью» еле балансирует на ногах. Ветерок — присказка, ибо шатает мужичка от количества принятого «на грудь» спиртного.
Естественно, переходит дорогу он в совершенно неположенном месте, хотя ближайшая «зебра» в сотне метров. Глаза у этого пешехода — бешеные. Он может шагнуть вперед тебе под колеса, а может отшатнуться назад, под колеса машин встречного направления. Он смотрит на поток машин злыми глазами, полными негодования: «И откуда вас здесь столько взялось, когда я иду?!» Да едем мы по делам! Водители притормаживают, часть же не снижают скорость.
В результате — пробка. А наш пешеход вдруг вскидывает вверх руку, как будто Прометей с факелом, и, шатаясь, двигается вперед. Ему по барабану, перейдет ли он дорогу без потерь для здоровья или нет. Он просто прет вперед, выписывая «кренделя», еле передвигая ноги. Визг тормозов, матерные крики водителей. Но «прометей» не обращает внимания на «шушеру» вокруг, у него есть цель: попасть на другую сторону проезжей части. А как — это его мало заботит. Именно пешеходы-«прометеи» часто плохо заканчивают свой путь.
5. К пешеходам-манипуляторам относится и часть бабусь с дедушками, что переходят проезжую часть, глядя себе под ноги, отмахиваясь от назойливых автолюбителей тросточкой для ходьбы, как от мух. А так же собачки этих бабусь и дедусь, которые так же неспешно еле двигаются на переходе, а то и просто норовят присесть на полосу «зебры». Кстати, неясен в правилах вопрос, является ли собачка на переходе пешеходом или нет. Определенно понятно одно, что и братьев наших меньших при переходе ими проезжей части следует беречь и так же пропускать, как и людей. Лишь бы песик не захотел поспать на теплом асфальте посередине дороги.
6. Еще один тип манипуляторов-пешеходов — гиперактивные детишки, что не обучены правилам поведения на дорогах, зато прекрасно осведомлены об URL-адресах порносайтов и днях зарплаты у родителей. Многие видели такие экземпляры: это, как правило, пацан лет двенадцати, который не знает, куда ему сунуться при переходе дороги, болтающий по сотовому с таким же прыщавым сверстником, да еще пританцовывающий слегка при ходьбе, так как в оставшемся свободном ухе воткнут наушник MP3-плеера.
7. Чуть фантастики. Итак, в принципе, по новым правилам, каждый пешеход может застопорить движение на какой-нибудь весьма оживленной магистрали, где есть нерегулируемый пешеходный переход, а сотрудников ГИБДД в поле зрения не наблюдается. Застопорить, просто расхаживая туда-сюда по «зебре», как на променаде. И, по правилам, никто из автомобилистов не имеет право ехать вперед. Вы скажете, что нужно быть отпетым сумасшедшим, чтобы быть таким вот «пешеходом», но я поправлю, что и такие пешеходы у нас найдутся.
Конечно, пешеходы достойны уважения, это признано во всем мире. В городе Медфорд, штат Орегон, США, как только я сходил с тротуара на асфальт, поток машин останавливался. В Европе, в городе Варна, к примеру, происходило то же самое. В России, в поселке городского типа в Липецкой области, меня тоже пропускали на пешеходном переходе. В Москве же, в Питере, Омске, Челябинске и прочих крупных городах России, ступив на асфальт проезжей части, никогда не уверен, окажешься ли на другой стороне здоровым и невредимым. Но и водителям ведь ездить нужно! Шоферы и их пассажиры тоже заслуживают уважения со стороны пешеходов.
А пока нешуточная война между пешеходами и автомобилистами не утихает. И те, и другие подчас ведут себя в пути нагло, опасно и «безбашенно». Посему наказывать нужно было бы и тех, и других равномерно, а не с несправедливым перекосом в сторону водителей.
Что еще почитать по теме?
Какими бывают дорожные «подставы»?
Можно ли не пропускать пешеходов?
Водители и пешеходы: как всем ужиться на дороге? Учим правила…