Звали его Джамсетджи Нусерванджи Тата. Потомок зороастрийских священников, унаследовавший небольшое торговое предприятие в Бомбее, Тата учился в Англии, слушал лекции историка и писателя Т. Карлайла, любившего повторять: «Нация, которая приобретет контроль над железом, будет контролировать и золото».
Тата был членом движения свадеши, выступавшем за экономическую независимость Индии, и воспринял слова Карлайла как руководство к действию. Заботы о создании собственной сталелитейной империи не мешали ему думать и о других видах бизнеса, но заниматься отелями он не планировал. Решение построить собственный отель он принял после того, как ему «указали на дверь» в «Ватсоне».
В 1898 г. был заложен первый камень «Тадж-Махал Паласа». По задумке Таты, отель должен был быть самым большим и роскошным в мире. По делам сталелитейной империи Тата много ездил по Европе и Америке и знал толк в гостиницах.
Отель решено было строить на набережной Аполлона — так назывался бомбейский променад. На строительстве Тата решил не экономить. Проект отеля-дворца, увенчанного огромным куполом, с архитектурной точки зрения представлял собой фантастическое смешение индийского и викторианского стилей, флорентийского ренессанса и мавританских мотивов. В 1902 г. Тата сам съездил в Европу закупать все необходимое для внутреннего убранства дворца. В Париже познакомился с Эйфелем, автором знаменитой башни, и заказал ему 10 ажурных металлических колонн для бального зала своего отеля.
Отель «Тадж-Махал Палас» был торжественно открыт 16 декабря 1903 г. Колонны из оникса, драгоценные шелковые ковры ручной работы, обилие дорогих хрустальных люстр поражали роскошью и безупречностью вкуса. Это было первое общественное здание, оснащенное электрическим освещением, самой современной сантехникой, прачечной с электроутюгами и даже неким подобием кондиционера — воздух в комнаты подавали по трубам, обложенным льдом.
В Индии весть о новом роскошном отеле на побережье Аравийского моря распространилась мгновенно. Со всех уголков огромной страны в Бомбей стали приезжать махараджи, чтобы увидеть его великолепие. Для служащих «Тадж-Махал Паласа» — они все прошли обучение в европейских отелях — были разработаны особые правила поведения. Как, к примеру, должен вести себя портье, когда махараджа прогуливается в холле со своим любимым тигром на поводке? Ответ: так же, как если бы махараджа был без тигра.
В 1905 г. отель получил международное признание. Здесь остановился британский король и император Индии Эдуард VII с супругой Александрой. Чтобы отель был виден с моря — королевская чета прибыла в Бомбей на эсминце — его купол, украшенный британским флагом, был впервые подсвечен электрическими прожекторами. Долгое время отель оставался единственным подсвечиваемым по ночам зданием Бомбея. Тата мог себе это позволить — он владел первой в стране электростанцией.
В феврале 1917 г. в большом бальном зале отеля состоялось знаменательное событие: в честь махараджи Биканера был организован банкет, на который прибыли 200 махараджей со всей страны. Никогда более в одном месте не собиралось столько коронованных особ. Тата мог быть доволен: соседний с «Тадж-Махалом» «Ватсон» был посрамлен. Из него в «Тадж», так называли отель англичане, перевели свои корпункты журналисты ведущих зарубежных газет и даже перебрались такие верные постояльцы «Ватсона», как писатели Моэм и Олдос Хаксли.
Причиной массового переезда в «Тадж» журналистов было то, что его избрали своей штаб-квартирой сторонники духовного лидера индийцев Махатмы Ганди. Среди них была и поэтесса Сароджинни Наиду. Близкая подруга Ганди, из-за своих убеждений она часто попадала в тюрьму. 30 лет «Тадж» служил ей практически вторым домом — для нее всегда держали свободный номер с видом на море. В этом номере Ганди вместе с Неру регулярно встречались с представителями Великобритании, чтобы обговорить условия предоставления Индии независимости.
Такой же номер долгие годы был зарезервирован и за Рутти Джинной, первой красавицей Индии, против воли родителей вышедшей замуж за никому тогда не известного Мохаммеда Али Джинна, который был намного старше ее. Позже этот не менее известный, чем Ганди, борец за независимость основал государство Пакистан.
«Тадж-Махал Палас» стал и культурным центром Бомбея. До Второй мировой войны в его залах выступали все знаменитые британские симфонические оркестры и американские джазисты.
Возглавивший промышленную империю отца, жемчужиной которой считался «Тадж-Махал Палас», сын Дограбаджи Тата был поклонником Дюка Эллингтона. Музыкант не раз был личным гостем Таты-младшего. В годы войны в «Тадже» по воскресеньям выступал скрипач Мели Мета с маленьким сыном Зубин Мета, ставшим впоследствии одним из самых именитых дирижеров мира. Эти выступления Мета в «Тадже» не пропускали лорд Маунтбаттен и его жена, влюбленная в Неру. Не без ее участия Луи Маунтбаттен, правнук королевы Виктории и последний вице-король Индии добился того, что идеи Неру о независимости Индии были воплощены в жизнь. 15 августа 1947 г. в «Тадже» лорд Маунтбаттен прознес речь, в которой от лица Британской империи попрощался с эпохой, определившей и облик отеля.
На волне новых настроений зазвучали предложения снести старое здание и возвести на его месте более современное. Эти планы вызвали бурю протеста у жителей Бомбея. В защиту «Таджа» выступил Альфред Хичкок, Вивьен Ли и Грегори Пек. Отель все-таки модернизировали, но его уникальный архитектурный стиль был сохранен.
В 1960-е годы одновременно с идеями хиппи молодежь охватила новая мода — на индийскую культуру. В 1966 г. Д. Харрисон, остановившись в отеле под именем Сэма Уэллса, несколько месяцев брал уроки игры на гитаре у знаменитого индийского музыканта Равви Шанкара. Несколькими годами позже в «Тадже» останавливались Джон Леннон с Йоко. Это был первый визит Леннона в Индию. Однажды он ездил слушать лекции гуру Махариши Махеш Йоги в монастырь г. Ришикеш. Разочаровавшись и в гуру и в бессмысленной аскетичности, который тот требовал от Леннона, он сбежал от своего наставника в «Тадж».
С Йоко Оно Леннон, по сути, отметил в «Тадже» медовый месяц. Об их приезде в Бомбей стало известно поклонникам «Биттлз», и служащие отеля с трудом обороняли вестибюль от фанатов, безуспешно пытающихся увидеть своих кумиров. Безуспешно, потому что знаменитый «битл» со своей женой ни разу не покинули номер за все те 5 дней и ночей, что провели в отеле. Все, что им было нужно, они заказывали по телефону и просили оставлять заказанное у двери. Даже горничные ни разу не смогли зайти в их номер.
В 1970-е годы «Тадж» был расширен: к нему пристроили современную башню, в отеле стало в два раза больше номеров, появились новые рестораны. Расширилась и гостиничная группа «Тадж». Легендарные индийские «Рамба Палас» в Джайпуре и «Лейк Палас» в Удайпуре стали первыми отелями, завоевавшими под эгидой «Тадж» всемирную славу.
Сегодня в группу входит 57 отелей в Индии и еще 13 — по всему миру. Однако «Тадж-Махал Палас» остается флагманом группы. Имена в «золотой книге» и фотографии знаменитостей в холле тому подтверждение. Это звезды всех континентов, всех рас и вероисповеданий. Для них этот отель с видом на Аравийское море — нечто большее, чем роскошная гостиница с безупречным сервисом, это — символ космополитичного Бомбея, о котором мечтал ее основатель Джамсетджи Нусерванджи Тата.