Аннексия бывших турецких владений производилась не для того, чтобы превратить их в колонии. Время колониальных захватов подходило к концу. Слово «колония» среди «прогрессивных» держав стало не модным. Теперь говорили о мандате международного сообщества (тогда оно называлось Лигой Наций) на определенные территории с целью создания там национальных государств.
Что делать с территориями Месопотамии и Заиорданья, англичанам было, в общем-то, ясно. В войне против османской власти в этих краях англичанам помогали арабские отряды, которые возглавляли два брата из мекканского семейства Хашими — Фейсал и Абдалла. Семейство Хашими вело свой род напрямую от пророка Мухамада, на основании чего владело главными исламскими святынями, городами Меккой и Мединой. За помощь англичанам в войне против османов братьям были обещаны очень сладкие куски, самые богатые города Ближнего Востока — Багдад и Дамаск.
В 1921 году Фейсал стал королем Ирака и в самом деле переехал в Багдад. Для его брата, Абдаллы, англичане в 1923 году создали на восточном берегу реки Иордан королевство Трансиордания. Конечно, слабое утешение за не полученный Дамаск, который отошел к французам вместе с Сирией. К тому же, участвуя в войне, семейство Хашими потеряло контроль над Меккой. И Мекку, и всю Аравию захватил клан Саудов. Почему Аравия нынче называется Саудовской.
К западу же от реки Иордан Великобритания должна была создать национальный очаг еврейского народа. Это обещание официально дал в 1917 году британский министр иностранных дел лорд Бальфур. Беда состояла в том, что территорию эту достаточно густо и неравномерно заселяли как евреи, так и арабы. Провести четкую границу между двумя народами представлялось бы затруднительным даже в самом идеальном случае.
На самом же деле положение было очень далеко от идеального. Большую часть территории вокруг Иерусалима и сам город контролировал богатый арабский клан Хусейни. Делиться с кем-либо властью и землей в планы клана не входило. Поэтому они периодически устраивали бунты арабского населения на территории тогдашней Палестины. Восстания эти были направлены не столько против британских «колонизаторов», сколько против еврейского населения Палестины.
В городах происходили еврейские погромы. В сельской же местности вооруженные банды нападали на еврейские сельскохозяйственные поселения, убивали людей и сжигали дома. Автобусы и грузовики на дорогах тоже становились объектами нападения. Для борьбы с бандитами в еврейских городах и поселениях стали создаваться из молодежи отряды самообороны.
Британские войска не стали бы вмешиваться в драки «туземцев» между собой, если бы дело ограничивалось только избиением евреев. Обычная колониальная философия — разделяй и властвуй. Однако арабские банды стали также нападать на британских военных, а самое главное, на нефтепровод, шедший из Ирака в порт Хайфы.
К тому же англичанам стало ясно, что один из фронтов приближающейся войны может возникнуть в Палестине и в Египте. Для обороны ближневосточных владений в Египет в 1936 году прибыла дивизия генерала Б. Монтгомери. Боевому генералу совсем не нужны были партизанские войны на контролируемой его войсками территории. Искоренение повстанцев было поручено капитану
Капитаном Вингейт стал незадолго до приезда в Палестину. В штабе дивизии он отвечал за выполнение сложных заданий, за которые нынче берется спецназ.
Вингейт прежде служил в Судане. Там его отряд патрулировал границу с Эфиопией, успешно отлавливая банды работорговцев и контрабандистов. Опираясь на свой суданский опыт, Вингейт предполагал бороться с бандформированиями, действуя небольшими отрядами. Отрядами отлично вооруженными, превосходно подготовленными физически и ориентирующимися на местности не хуже местных жителей. Такие отряды должны быть мобильными, постоянно ведя разведку и в первую очередь разыскивая базы бандитов. Основной задачей их было, говоря современным языком, уничтожение инфраструктуры террора и точечные ликвидации главарей бандформирований.
Узнав о существовании молодежных отрядов самообороны, Вингейт обрадовался. Вот они, бойцы для отрядов, которые он намеревался создать! Здешние места были для этих ребят родными. Они прекрасно ориентировались на местности, знали арабский язык, и, что немаловажно, многие хорошо говорили и по-английски.
Так были созданы «Специальные ночные отряды». Эти отряды действовали под управлением британских командиров-добровольцев. Вингейт лично тренировал и обучал своих «спецназовцев».
Отряды Вингейта патрулировали на вездеходах линию нефтепровода Киркук — Хайфа. Бойцы также совершали рейды по деревням, служившим укрытиями для бандитов. Во время этих рейдов уничтожались главари отрядов.
Вингейт родился в Индии, в семье католических миссионеров. Но он поддерживал идею создания еврейского государства и сильных еврейских вооруженных сил. Его высказывания вызвали неудовольствие британского командования. В 1939 году капитана выслали из Палестины, запретив туда возвращаться. В 1941 году его, повысив в звании, направили в Эфиопию. Под руководством Вингейта эфиопская армия разбила итальянские войска. Когда император Хайле Силассие во главе своих солдат входил в Аддис-Абебу, Вингейт находился рядом с ним.
В феврале 1942 года Вингейт прибыл в Индию. Здесь он занимался подготовкой специальных отрядов для войны с японцами в джунглях Бирмы, получил генеральское звание. Вскоре он погиб в авиакатастрофе, возращаясь из Бирмы в Индию.
Пребывание Чарльза Вингейта в Палестине было недолгим. Однако его вклад в создание армии обороны Израиля огромен. Многие видные израильские военные начинали свою карьеру бойцами «специальных ночных отрядов» Вингейта. Принципы, положенные в основу израильской армии — это принципы, которые воспитывал в своих подчиненных Вингейт: отличное вооружение, превосходная физическая подготовка, прекрасное знание местности, мобильность и инициатива.
Память английского капитана, с помощью которого была создана армия государства, чтят в Израиле. Во многих городах есть улицы Вингейта. Его именем названо высшее учебное заведение — институт физической культуры и спорта.