Слоган движения — «отпусти книгу на свободу», а само слово
Зародилось движение не спонтанно: у него есть отец-основатель, специалист по интернет-технологиям Рон Хорнбекер, который в 2002 году впервые отпустил 20 книг на свободу. Теперь, по разным данным, во всем мире от трехсот до четырехсот тысяч почитателей этого движения и примкнувших к ним.
На самом деле, с буккроссерами активно сотрудничают книжные магазины: на первый взгляд, казалось бы, чем им этим выгодно? Но по признанию владельцев, это популяризирует чтение бумажных книг, а не «серфанье» по интернету. На постсоветском пространстве идея была воспринята прогрессивной молодежью с восторгом: ну вот любим мы отличаться от других, делать все бессмысленное и не связанное с зарабатыванием денег. Но тут движение натолкнулось на непреодолимое препятствие: слишком велика вероятность, что книга попадет в руки дворника или старушки, которая прервет полет, пленит свободную книгу и недорого продаст ее в рабство на блошином рынке или у метро.
Хотя у нас, кроме специального номера, на обложке клеится наклейка, что она не простая, она не потеряна и с подробностями можно ознакомиться внутри, на форзаце описывается проект и там же указывается номер книги и кем она оставлена — все это не уберегает книги от путешествий в мусорку. Но опять же был найден выход, немного не так романтично, как найти книгу, присевшую отдохнуть в парке на лавочке или у фонтана — зато безопасно: меняться книгами на специальных полках в кафе и магазинах, где тусуются интеллектуалы.
У нас на родине (Украина) модное веяние только пускает корни — первая ее точка открылась в арт-кнайпе Купидон в Киеве. Конечно, тут же к безобидному увлечению был «прикручен» социально-значимый контекст: как пишут организаторы, интернет-портал proza.com.ua, «Цель проекта — поддержка и пропаганда бескорыстного обмена культурными ценностями, расширение столичной читающей публики». Звучит несколько напыщенно для такого простого действа, как поменяться книгами.
У буккроссинга есть свои разновидности, в частности bookray — пересылка книги по почте, по цепочке, от одного участника к следующему. При этом книги часто пересекают границы стран и континентов. В отличие от другой разновидности, bookring’a, книга не возвращается к буккроссеру, отпустившему ее.
Уверена, вы уже шарите по полкам жадным взглядом в поисках книг, которые можно отпустить в свободное плавание, и надеетесь найти единомышленников? Что ж, удачи, а книгам — счастливого пути.