Известно также, что виноград содержит огромное количество микро- и макроэлементов, жизненно необходимых для нашего организма. Скисшее вино превращается в уксус, превосходный консервант. В античные времена было принято макать хлеб те только в вино, но и в уксус. Патогенные желудочно-кишечные микроорганизмы уничтожались при обработке еды (особенно мяса) уксусом. Также было принято мыть фрукты, овощи, кухонную утварь и руки водой с уксусом.
В темные средние века (в отличие от наших, шибко просвещенных) алкоголь величали aqua vitae («вода жизни»). Значение алкоголя для тех времен трудно переоценить. Взгляни, Мудрый Читатель на эдикт 1777 года, изданный королем Пруссии Фридрихом Великим:
«Возмутительно поведение моих вассалов, приведшее к увеличению потребления кофе. Все начали пить кофе, этому должен быть положен конец. Его Королевское Величество вырос на пиве, как и его предки и вассалы. Многие сражения были выиграны благодаря пиву, и Король не верит, что он может положиться на солдат, пьющих кофе, которые определенно не вынесут тягот сражений будущей войны, если таковая случится».
Как не вспомнить «100 грамм для храбрости!»
Губит людей не пиво, губит людей вода!
Развитие сельского хозяйства неизбежно привело к появлению мест компактного проживания населения, вначале сел, а потом и городов. Возникла «вечная проблема цивилизации» — доступная свежая питьевая вода приемлемого качества. Человечество городов и сел было окружено загрязненной, гнилой, кишащей всякой гадостью водой, которую вынуждено было потреблять внутрь. Вероятно, тогда, а может, много раньше возникло такое понятие, как «живая вода», альтернатива «мертвой»,
Чистая питьевая вода была, а в очень многих регионах планеты и остается большой редкостью, если хотите — роскошью.
Были и есть, конечно, исключения: «У нас в Дилижане заходишь на кухню, воду открываешь — второе место в мире занимает». (Мимино)
«Живую воду» воспевали и воспевают:
«И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Матф. 10:42).
Позови меня тихо по имени,
Ключевой водой напои меня.
Знаю, сбудется наше свидание:
Я вернусь, я сдержу обещание.
Великий Гиппократ говорил только о трех типах «здоровой» воды — родники, колодцы и дождевая вода. Древние понимали опасность употребления воды из других источников. Дорого же заплатили наши предки за это понимание!
Как было уже сказано, алкоголь даже в разбавленном состоянии уничтожает практически все микроорганизмы. Естественно, наши предки не знали основ антисептики, но они были наблюдательны. Было замечено, что добавление алкоголя в воду даже сомнительного качества чудесным образом преображает ее, делает ее «живой».
И началось! Люди всех возрастов и сословий начали повсеместно употреблять разбавленный алкоголь. Глиняные таблички вавилонян шести тысячелетней давности приводят рецепт (с иллюстрациями!) изготовления пива. По-гречески «завтракать» означает буквально «пить неразбавленное вино». Вероятно, на завтрак древние греки ели хлеб, замоченный в вине. Вам это ничего не напоминает, мой Дорогой Читатель?
На Дальнем Востоке
На Дальнем Востоке цивилизация пошла принципиально другим (но далеко не ленинским) путем. Примерно две тысячи лет назад началось широкое применение в быту кипяченой воды. Именно тогда и появился знаменитый и обожаемый многими известными людьми (в том числе и мною) чай. Проблема чистой питьевой воды в целом была эффективна решена.
Была еще одна серьезная причина, почему спиртные напитки не прижились на Востоке в такой степени, как на Западе. Эта причина генетическая — примерно у каждого второго азиата в печени отсутствует алкогольдегидрогеназа — фермент, разрушающий алкоголь. Поступивший с напитком этанол нормальным ферментативным путем быстро превращается в ацетальдегид, а вот ацетальдегид, будучи сильным ядом, у половины людей желтой расы не разрушается, что приводит к сильнейшему отравлению. Обычно первого урока достаточно для блокировки организмом даже самой мысли выпить спиртного. У европейцев же ацетальдегид быстро перерабатывается в уксусную кислоту (разбавленный уксус — проще говоря), затем в углекислый газ и воду.
Те бравые самураи, у которых не было проблем с ферментами, ритуально потребляли в малом количестве сакэ, а самураи с проблемной печенью ритуально совершали харакири, но уже в значительно большем количестве.
Эта цепь исторических и генетических обстоятельств сделала свое дело — алкогольные напитки разного качества остались повседневными питьевыми напитками на европейском и американском континентах вплоть до второй половины XIX-го века.
Заметим, Уважаемый Читатель, что качество тех алкогольных напитков заметно уступало качеству современных. Уровень алкоголя в них был низким, а уксуса — высоким. Короче — бурда (пишем с маленькой буквы, дабы не путать со знаменитым знатоком). И такая бурда не только утоляла жажду, она дольше хранилась и была довольно питательной.
Перенесемся мысленно, Уважаемый Читатель, в какой-нибудь средневековый городишко. Выражение «праздно шатающиеся» принимает наглядный смысл. Все граждане (или подданные какого-нибудь местного князька) от мала до велика навеселе, то бишь «под мухой». (Сильно подозреваю, что оная картина характерна и для некоторых современных городов!) Вероятно, такое состояние имело решающее социальное значение, так как спасало население от убожества повседневной жизни, или, как бы сказали лет двадцать тому назад, «отвлекало от классовой борьбы». Кроме того, алкоголь был практически единственным средством анестезии при болях и ранениях.
Не царям пить вино, и не князям — сикеру,
Чтобы, напившись, они не забыли закона и не извратили суда всех угнетаемых.
Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою;
Пусть он выпьет, и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своём страдании.
(Книга Притчей Соломоновых, 31:4−7)