Что же такое «соул фуд», особенно в стиле «каджун», и какова история маленького ресторана, где Лола Стивенс является одновременно поваром, официанткой, посудомойкой и владелицей заведения?
Термин «соул», означающий «душевный», вошел в американский обиход в 60-е годы как обозначение всего, что относилось к культуре афро-американцев. Таким образом, «соул фуд» значит — «пища для негритянской души», но не в значении «духовная», а в значении — насыщающая и успокаивающая душу, создающая душевный комфорт (как мамина стряпня всегда напоминает о беззаботном детстве и чувстве защищенности). Основы подобной кухни были заложены неграми во времена рабовладения, и поэтому изначально она была распространена в штатах Миссисипи и Луизиане. Эта еда довольно быстро завоевала популярность не только среди чернокожих жителей Америки, но и всех остальных.
Термин «каджун» означает кухню беженцев французского происхождения из Канады, которые в конце 19-го века оказались в сельской местности Луизианы и совместили основы своей сытной крестьянской готовки с теми продуктами, которые были представлены в изобилии в этом штате. Обе кухни имели много общего — использовались только очень дешевые продукты, практически отходы (например, ботва турнепса и горчичной травы), и то, что можно было поймать — убить в ручьях, прибрежных океанских водах и в поймах рек (например, раки, морепродукты, рыба, дичь (в частности, белки и зайцы), субпродукты, иногда свинина. Блюда сдабривались специями, но умеренно. Типичными блюдами такого рода являются джамбалайя и гамбо.
В меню ресторана Лолы Стивенс включены такие классические блюда, как джамбалайя и гамбо из курицы, а также гамбургеры, жареная в тесте рыба со специями (особенно обожаемый в Техасе сом), креветки или раки, тушеные в томатном соусе, приготовленном на основе знаменитой поджаренной муки «ру», на гарнир — овощи и рис. На особом месте стоят сандвичи под названием «бедняк» (po' boy), типичные для Луизианы. Обычно они представляют собой французский багет с «начинкой» из тех же жареных (часто в тесте) креветок, раков, рыбы, и иногда мяса с соусом.
Теперь, когда нам стало понятно, какую еду подает Лола Стивенс в своем ресторане, вернемся к нашей героине. В 80-е годы она покинула Луизиану, чтобы перебраться в Калифорнию. Сходу до Калифорнии она не доехала, а остановилась ненадолго в Остине. Город очаровал ее, и она осталась там навсегда. Жизнь Лолы Стивенс не была легкой. В какой-то момент она лишилась работы и жилья, и два года была бездомной. Потом за год она потеряла всех своих братьев и сестер, которые погибли от болезней и в результате аварий.
Но Лола оставалась оптимисткой, и к 2004 году ей удалось заново выстроить свою жизнь. В этом же году она заметила, что маленький ресторанчик на углу сдается в аренду. С трудом собрав 500 долларов, Лола сняла помещение на месяц, вычистила его и покрасила стены в цвета знаменитого маскарада, проходящего каждый год в Новом Орлеане. Но денег на покупку оборудования у нее не было… Однажды в ее дверь постучал пожилой человек, оказавшийся строителем, и поинтересовался ее планами. Выслушав Лолу, он повез ее в магазин, и купил ей холодильник, кастрюли и все остальное. По его словам, он просто хотел, чтобы в его районе был ресторанчик с кухней «соул фуд».
Ресторан Лолы открыт семь дней в неделю, но по воскресеньям она кормит только бездомных, причем бесплатно. По воскресеньям накрывается стол на заднем дворике, и каждый, кто приходит туда, получает свою долю «еды для души». В остальные дни Лола подкармливает своих бездомных клиентов, выдавая им с заднего крыльца упакованную еду. Отказа не знает никто. Лола говорит, что те деньги, которые она получает с клиентов в ресторане, она использует на то, чтобы кормить бездомных. Лола искренне верит в Бога и строит свою жизнь по Евангелию от Луки, а именно: «Давайте, и вам будет дано».
Название «Королева Нубии» ресторан обрел не сразу, и случилось это так. Как-то вечером, когда Лола прибиралась в ресторане после длинного рабочего дня, в помещение вломились трое грабителей. Они требовали деньги, но Лола отдавать выручку не собиралась. В конце концов ворюги убрались ни с чем, с уважением назвав Лолу настоящим «нубийским воином». Так родилось название.
Лола искренне считает, что ей очень повезло в том, что она имеет свой ресторан. Однако жители Остина уверены, что повезло — им.