Великий итальянец увидел в свой телескоп кольца Сатурна, кратеры и горные цепи на Луне, а позже — 7 мая 1610 г., продолжая наблюдения за небесными телами, Галилей открыл первые три спутника Юпитера — Ио, Европу и Ганимед, а затем и Каллисто (в таком порядке они располагаются по мере удаления от Юпитера).
Теперь их так и называют — Галилеевы спутники, и они входят в число крупнейших спутников Солнечной системы. Кстати, чем ближе спутник к Юпитеру, тем больше его средняя плотность и тем меньше на нём воды.
Сначала Галилей назвал спутники «планетами Медичи», в честь четверых братьев Медичи, и просто пронумеровал их. Однако немецкий астроном Симон Мариус, наблюдавший спутники на год раньше Галилея, но не заявивший вовремя о своём открытии, в 1614 году предложил для них имена персонажей древнегреческой мифологии — любовниц Зевса (Юпитер — аналог Зевса в римском пантеоне), которые и стали использоваться с середины XX века.
Система Юпитера — это «Солнечная система в миниатюре». А самого Юпитера в астрономии часто именуют не иначе, как Царь планет. Это крупная планета, видимая невооруженным глазом. Путь ее по ночному небу люди наблюдали ещё тысячелетия назад.
В августе и сентябре 1977-го года два космических корабля «Вояджер», запущенных для изучения Солнечной системы, побывали возле Юпитера, подарив землянам его изумительно красивые изображения, а также подтвердили догадки о том, что у Царя планет есть кольца. Таким образом, Юпитер стал третьей планетой, у которой открыли кольца. В результате исследований с помощью телескопа Хаббл и «Вояджеров», в 1979 году были получены и основные сведения о галилеевых спутниках.
Самый большой спутник Юпитера — Ганимед — является также и самым большим спутником вообще в Солнечной системе. Он превышает по размерам планеты Меркурий и Плутон. Поверхность его покрыта большим количеством льда, а в разряженной атмосфере, как и у Европы, содержится кислород, но это ещё не означает наличие жизни.
На Европе же жизнь существовать может ввиду того, что там имеется глобальный жидкий океан. На ней очень мало кратеров, и поверхность её чрезвычайно гладкая, что напоминает морской лёд на Земле. Возможно, подо льдом-то и находится океан жидкой воды, подходящий для жизни. Есть на Европе и очень незначительная атмосфера, состоящая из кислорода.
На Ио обнаружены сотни вулканов, некоторые из которых активны. Космическими кораблями «Вояджером» и «Галилео» на Землю были переданы фотографии извержений вулканов Ио с факелами высотой до 300 км. Воды там мало или вообще нет. Вместо этого на сотни километров тянутся озера расплавленной серы и другой вязкой жидкости.
Спутник Юпитера Каллисто меньше Меркурия и состоит в основном изо льда, камня и железа. Поверхность его полностью покрыта кратерами и имеется очень незначительная атмосфера, состоящая из двуокиси углерода.
На протяжении всех последующих лет удивительные астрономические открытия, начало которым положил великий итальянец, проникают всё дальше в глубины Вселенной, и нынешний — 2009 год по инициативе Италии — родины Галилея, открывшего эру телескопической астрономии, объявлен Организацией Объединённых Наций Международным годом астрономии.
24 часа в сутки наблюдают сегодня Вселенную многочисленные современные телескопы, размещенные и на Земле, и в космосе. Благодаря им, в распоряжении астрономов появились фотографии галактик, удалённых от нас на расстояния более десяти миллиардов световых лет.
Открытия в космической науке происходят почти беспрерывно, ведь космос жил и живёт своей небесной жизнью — рождаются и умирают звёзды, что-то бесконечно меняется во Вселенной. И даже учёным порой не всегда понятны процессы, происходящие там…
Вот потому-то мероприятия Международного года астрономии будут направлены не только на то, чтобы дать возможность учёному миру поделиться с нами радостью и волнением от совершённых открытий, но и на то, дабы обратить внимание людей на нечто новое, неизведанное и даже, увы — пока необъяснимое.
«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением… — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне», — говорил Иммануил Кант.
Во многих странах мира в рамках Международного года астрономии будут проходить крупные международные симпозиумы, научные конференции, просветительские мероприятия и тематические выставки, а тысячи астрономических клубов, обсерваторий и планетариев проведут массовые показы звездного неба, публичные лекции и телеконференции.
В России в Московском университете, например, в конце марта уже состоялась конференция «Астрономия и общество», где читали лекции видные ученые. Большое значение придается именно тому, насколько наука о небе важна сейчас для людей, и в августе в Казани пройдет на эту тему конференция «Культурное наследие» — о влиянии астрономии на развитие общества.
В конце января на орбиту был запущен научный спутник «Коронас-Фотон» — уже третья по счёту солнечная обсерватория из серии «Фотонов», предназначенная для исследования излучений нашего светила — Солнца, и особенно его жёстких излучений типа гамма и рентгеновского.
Данные исследований, как надеются отечественные ученые, дадут им возможность точнее прогнозировать солнечные вспышки, негативно влияющие не только на самочувствие людей, но и на работу электронных и электроприборов.
Немало интересных проектов по изучению небесных тел у российских астрономов ещё и впереди — таких, например, как проект «Фобос-грунт» для исследования поверхности Марса. Космический аппарат должен будет взять пробу грунта со спутника Марса — Фобоса — вещества, предположительно, не искаженного эволюцией Солнечной системы.
И, возможно, это первозданное вещество, из чего образовалась наша Солнечная система, сможет многое поведать миру в дальнейшем.
Но и это ещё не всё. В планах российских астрономов еще один амбициозный проект! Это — научная программа «Радиоастрон» для изучения звезд с помощью сети радиотелескопов. С её помощью можно будет получать более точные данные о процессах, происходящих на удаленных космических объектах.
Самое непосредственное участие принимают российские ученые и в международном проекте — в запуске орбитального телескопа «Спектр-ультрафиолет», аналога американского «Хаббла».
Как знать, а может, и вам, дорогие читатели и коллеги, вдруг удастся обнаружить что-либо удивительное на ночном небе. Не сочтите за труд — поделитесь своим открытием и сообщите об этом, как о событии Международного года астрономии 2009!