Плохо было некоему богатому торговцу-латышу, у которого все было, но вот в Большую Гильдию не хотели принимать. Ничего не помогало, торговец страдал, а здание Гильдии — прямо напротив. По легенде всеми торговыми делами ведали немцы, и обида непринятого выразилась вполне конкретно: поставил он котов на крыше своего дома, задней частью и хвостами к Гильдии. Так выразил свое возмущение. Скандал был невиданный, состоялся даже суд, котов развернули мордами к Гильдии, все успокоилось. Теперь Кошкин дом — одна из достопримечательностей города.
Так часто и случается, сначала скандал — потом признание, в том числе, и в архитектуре. Танцующий, или Пьяный, дом в Праге тоже имеет свою историю. В 1945 году после сильной бомбежки образовалось пустое место. А совладельцем соседнего дома был ни кто иной, как Вацлав Гавел. Кстати, прожил экс-президент в этом доме фактически всю жизнь — с детства по середину 90-х годов, что, в целом, не характерно для президентов…
В. Гавел в свое время заказал своему архитектору общую перестройку, тот пригласил известного архитектора Гери, и к 1996 году пражане стали свидетелями плода этого совместного творчества — довольно своеобразной постройки, надо заметить. Считается, что дом этот — творческое отображение двух американских актеров: Фреда Астера и Джинджер Роджерс, танцующих вместе («Джинджер и Фред» — еще и фильм Федерико Феллини).
Десять лет длились дебаты, общественность была шокирована. Однако дом «прижился» и стал достопримечательностью Праги. В «честь» дома даже выпускаются специальные монеты. Сейчас это офисное здание с рестораном наверху.
Еще забавнее «Скрюченный Дом» в Сопоте. Художники (один из которых иллюстратор детских книг) нарисовали макет без единой прямой линии. Так и построили. Но поляки не против, даже радуются. И с большой охотой заходят в лавочки, расположенные в этом доме.
Еще одно «создание» человеческого воображения, причем воображения профессора архитектуры в Цинцинатти, Огайо, которому помогали его студенты (надо полагать — с преогромнейшим удовольствием…). Кажется, дом сейчас, после смерти Терри Брауна, автора, выставлен на продажу (оценен в 400000 $).
Во всем мире уже огромное количество домов, вида фантасмагорического и нелепого. Однако они тоже оживляют жизнь живущих среди коробок. Их можно ругать, над ними можно посмеиваться, но уныния точно не будет. Взгляните в окно, на свой архитектурный пейзаж. Да, конечно, он родной и близкий. И многократно обыгранный в фильмах («Иронию судьбы» с ее 3-й улицей Строителей, дом 5, все, конечно, помнят). У кого по-другому — искренне завидую. И все же тенденция налицо: города все больше превращаются в одну бесконечную 3-ю улицу строителей.
Но — Дома-Ботинки, Дома-Шиворот-Навыворот, Дома-Роботы, Дома-Корзины — человеческое воображение работает. Вряд ли мы в них поселимся. Но и не отшатнемся в ужасе, когда пройдем мимо. Хотя бы улыбнемся.
А ведь в некоторых подобных домах еще и живут…