Лучше и не вспоминать. Вот то же подсечное земледелие, широко применявшееся в Карелии почти до начала прошлого века. Место под будущую ниву (пал) выбери в лесу. Да так, чтобы это было возвышенное, не подтапливаемое грунтовыми водами, место. И чтобы лес был преимущественно лиственный. Все эти заросли в начале лета выруби. Сваленные деревья и кустарник сложи в кучи.
А через год, как подсохнет всё, сожги. Чтобы пожар не пошёл дальше участка подсеки, выкопай вокруг него небольшой ров. Золу, как органическое удобрение, равномерно распредели по всей площади будущей пашни. Вокруг участка сделай пряслообразную трёхжердевую изгородь. А то ведь не ровён час, потравит скот посевы.
Пока писал, уже подустал малость. А поди, сделай всё это. И не только это. Ещё же вспахать надо, посеять, забороновать… В общем, хватало забот нашим предкам.
Только… Нельзя же всё время работать, работать и работать. Даже если тяжелее ручки или того же домкрата, если где на наших дорогах погнёшь диск основательно, в руках ничего нет, и то устаешь. Да и душа… Вот неймётся ей. Если не ухи, так праздника просит. И сейчас просит, и тогда просила.
Потому были в карельских сёлах хорошие добрые праздники. И не один. Про все, так с наскоку, и не расскажешь. А вот если взять какой конкретный…
Какой только? Ну, что ещё от меня ждать? Кто о чём, а вшивый, так завсегда — о бане. Я ж — не просто так. Как-никак мужеского роду-племени. Если для всех. А для кого конкретно, так и зять. Зятёк, любименький.
Вот как-то так получается, что не только у нас, но и у карел, — то же самое. К зятю в доме супруги — почёт и уважение неподдельное. Праздник просто, когда он, как ясно солнышко из-за горизонта, через порог… Особенно, если откуда издалека.
И карелы. Дальнего, а соответственно и милого… Чесслово, милого зятя называли «пирожным», в отличие от «загустного», того, что где-то тут, рядом, по соседству. Не зря, ох, не зря карелы говорят: «Kun on vavу kois, siit on seinat vois» — «Когда зять в доме, стены в масле».
И «пирожным» — не просто так. Был, был у карельской тёщи специальный пирожок для зятя. Правда, чтобы его заслужить, надо было для начала посвататься.
Потому у этой, традиционно карельской выпечки, которую лично я больше нигде не только не пробовал, но даже и не видел, есть несколько названий. Северные карелы «свательный» пирог называют кейтинпироа (keitinpiiroa). Ливвики и людики на юге республики — кейтельтупиирои (keitel'tupiiroi). Где ещё можно услышать сулхаспиира (sulhaspiirat). А в Петрозаводске он проходит как майгепиира (mageapiirat) — сладкий пирог. Вот такой он, любимый зятёк. Всё самое сладкое — ему.
Это сейчас можно майгепииру купить практически в любое время почти в каждой столовой, а раньше… Раньше этот пирожок готовился под конкретное событие. Изначально — когда в дом приходили сваты. Потому он и «свательный».
В этом случае первую тонкую пресную лепёшку, или как у нас называют — сканец, должна была собственноручно раскатать невеста. Не просто ей было это сделать, когда сваты и жених не только не помогали, а старательно и всячески мешали. То под руку толкнут, то щепочку в тесто подбросят, чтобы испортить изделие. Считалось, что только в случае, если их козни дадут какой результат и невеста не справится со своей задачей, сватовство будет удачным.
А потом «свательными» пирогами угощали зятя, когда он приезжал в гости. Отсюда и — «пирог для зятя». Иногда эти же пироги подавали на стол и тогда, когда зятем в окрестностях даже не пахло. Например, строителям дома, когда был готов сруб. В некоторых карельских деревнях их пекли из муки нового урожая, после того как был сжат последний сноп. Но от того они не переставали быть «свательными». Или «пирогами для зятя».
Существует несколько вариантов приготовления пирогов для зятя. Вот один из них.
Для начала готовим пресное тесто: взбиваем яйцо, добавляем по паре столовых ложек сметаны, сливок, воды, столовую ложку сахарногo песка и щепотку соли. Можно положить немного сливочного масла или маргарина, но в меру, иначе пироги не получатся хрустящими.
На этой основе замешиваем густое тесто, скатываем его в колбаску и даем «колбаске» постоять минут 10−15. Затем разрезаем её на одинаковые по размеру кусочки, из которых делаем небольшие лепешки (как в калитках), складывая их в стопку. А чтобы они в стопке не слиплись, на каждую из лепёшек чуть-чуть — мукой.
Как от колбаски ничего не остаётся, а лепёшки все в стопочке, начинаем их раскатывать. Сканцы должны быть очень тонкими. Готовые сканцы (их с одного замеса получается штук 18−20) складываем на столе. Половину каждого из них посыпаем сахарным песком и накрываем второй половиной. Края аккуратно обрезаем блюдцем. Но это уже так. Для форсу карельского. Обычно майгепииру просто защипывают.
Уже защипанные пироги жарим на растительном масле на хорошо разогретой сковороде.
Да, майгепииру жарят. Вернее, как говорят карелы, — «варят в масле». Чего только не сделаешь для дорогого зятя! И дорогой пшеничной муки можно не пожалеть.
Говорят, что «свательный» может быть и с начинкой. В виде сваренной на молоке рассыпчатой пшенной каши, вязкой рисовой каши с вареным яйцом или густой кашицы из толокна со сметаной. А тверские карелы, по доходящим с Верхней Волги слухам, используют также капустную начинку или творог.
Не знаю. Не помню я начинки. Может потому, что обычно уж больно быстро майгепиира заканчивается?..
_____________________________
В качестве иллюстрации использован снимок с сайта gornica.ru