Давным-давно мастерицы из народа сшивали обрезки ткани в пестрые цельные полотна не развлечения ради. И не от нестерпимого желания самовыразиться в технике комбинирования фактур и цвета. Причиной доморощенного творчества служило банальное безденежье, стесненное материальное положение. Другими словами — бедность.
Лоскуток к лоскутку, глядишь — в доме рачительной хозяюшки то новое одеяло появится, то скатерть, то покрывало, то веселые рубашонки для многочисленной детворы. Некоторые золушки так набивали руку в художественной «сборке» текстиля, что качеством их лоскутные полотна не уступали фабричным отрезам. А если к опыту, швейным навыкам и вынужденному рукотворству добавлялся талант образности выражения чувств и фантазия, то являлись миру настоящие шедевры.
Красота красотой, практичность практичностью, а за лоскутным шитьем, тем не менее, закрепилась горькая слава ремесла бедных. Современным же рукодельницам в процессе творчества гораздо приятнее ощущать себя сказочными царь-девицами, вышивающими золотом по бархату или жемчугом по шелкам. Не меньше. Тут-то на выручку и явился западный термин «пэчворк». Превратил банально лоскутное шитье в нечто особенное, ультрамодное, эксклюзивно-исключительное. Даже зазвучал как-то по-новому, напоминая о благородстве дорогой парчовой ткани.
Тут как нельзя кстати пришлось и всемирное увлечение экостилем. Ныне все модное должно быть максимально натуральным — продукты, одежда, аксессуары, предметы интерьера. И максимально органичным, вписывающимся в общую экосреду. В обиход вошли такие понятия как экомода и, соответственно, экошик. А вслед за ними по миру прокатилась очередная волна интереса к народным ремеслам. Пэчворк опять на невиданной высоте.
Спрос, как известно, рождает предложение. У известных мастеров лоскутного шиться отбоя нет от желающих приобщиться к хэнд-мэйд продукции. И от тех, кто не прочь и сам освоить премудрость старинного ремесла. К тому же, этнические традиции, как правило, густо присыпаны романтической пылью прошлого. Многие верят в сверхъестественные способности вещей, созданных вручную. В особую энергию мастеров-создателей, встроченную между лоскутных швов, наслоившуюся на ткань вместе с росписью, вышивкой, декоративными узорами и аппликацией.
Белорусские мастерицы из полоцкого клуба «Рошва» считают, например, что любая вещь, созданная вручную (обязательно с искренней любовью и чистыми помыслами), способна превратиться в… оберег. А если к созданию привлечь не одного мастера, а множество, то и защитная сила вещи-оберега многократно усилится. До такой степени, что сможет укрыть от бед, болезней и напастей целый город.
В подтверждение этой теории дамы-рукодельницы решили создать к 1145-летию родного Полоцка уникальное полотно ручной работы. Идея была следующей: смонтировать «Полоцкий оберег» из отдельных деталей (лоскутных панно стандартного размера — 45×45 см.). Темы для творчества мастерам разрешалось использовать самые разные. Главное, чтобы зашифрованное в узорах-орнаментах пэчворк-послание шло от сердца и от души.
Принять участие в проекте мог каждый желающий из любой страны мира без ограничений. Об этом сообщалось в пресс-релизе, опубликованном в СМИ. Идея народу понравилась. И полетели в Полоцк посылки с лоскутными картинками, трогательные письма с пожеланиями счастья и самому городу, и жителям Беларуси, и людям всей планеты.
К юбилейной дате (2 июня 2007 г.), как и было обещано, рукодельницы клуба «Рошва» сшили все полученные детали в единое полотнище, площадь которого составила более 70 кв. м. Демонстрировался «Полоцкий оберег» в свободном доступе на улицах города-именинника, видеть его мог каждый желающий. Затем он получил постоянную прописку в местном Центре ремесел и национальных культур. К необычному экспонату приложили также список всех мастеров, принявших участие в создании интернационального чудо-подарка.
Думаете, история проекта на этом закончилась? Нет. Она лишь набрала обороты. Вскоре из Полоцка оберег отправился в путешествие по городам и весям Беларуси, затем не раз выезжал за пределы страны. А посылки с лоскутными посланиями все шли и шли. Идут до сих пор.
«Полоцкий оберег» растет как на дрожжах. В начале 2009 г. его размер превысил 90 кв. м. По январским данным, грандиозное рукотворное полотнище состоит из 427 деталей, созданных мастерами из Беларуси, стран ближнего и дальнего зарубежья. Самой младшей участнице проекта едва исполнилось 7 лет, а самой старшей уже давно перевалило за 85. Все рукодельницы мира постарались на славу. Но есть такие работы, которые поражают не только традиционной техникой пэчворка. Участница из Минска, например, расшила свою картину дивными цветами из натуральных камней. А мастера из Аргентины, приславшие в «Рошву» посылку курьерской диппочтой, приложили к панно капсулу с красной землей своей Родины.
В 2012 году город Полоцк готовится отметить очередной юбилей — 1150 лет. Мастерицы клуба «Рошва» полагают, что к этому времени количество рукотворных панно уникального оберега составит такую же цифру — 1150. Хотя, не исключено, что деталей будет гораздо больше.
Может, и у вас возникло желание присоединиться к чудесному проекту? Тогда отправляйте свои пэчворк-произведения в полоцкий Центр ремесел и национальных культур по адресу: д. 27, ул. Ленина, г. Полоцк, Беларусь.