Филокартический бум начался в конце 19-го века, когда выпуск открыток был поставлен на типографический поток, а вслед за этим — на поток почтовый. Тогда же появились и первые клубы коллекционеров-собирателей, а также издания, посвященные новомодному увлечению — альманахи, каталоги. Филокартисты принялись публично демонстрировать свои сокровища миру — организовывать выставки, отдельные презентации тематических коллекций.
Согласитесь, нет ничего проще затеи с карточным хобби. С одной стороны, открытки сами находят дорогу в наши дома (самый традиционный путь). С другой стороны, на прилавках «Союзпечати» — россыпи разноцветной картонной «нарезки» на любую тему, на любой, даже самый взыскательный, вкус (просто Мекка для страстного филокартиста). Дело за малым — выбрать удачное направление для коллекции, запастись терпением и собирать, собирать, собирать…
Специалисты рекомендуют новичкам-филокартистам начинать с урбанистических пейзажей. Они как миражи — весьма непостоянны. Им свойственно меняться с течением времени до неузнаваемости. В этом и заключается основная филокартическая ценность. Городские виды прошлых лет остаются запечатленными на открытках, а те, в свою очередь, превращаются в источник архивной информации. Иногда исключительной. И, в этом случае, очень-очень дорогой. Рыночная стоимость некоторых коллекционных экземпляров исчисляется десятками тысяч долларов. Неплохой вариант для инвестиций, да? Особенно, если учесть, что стартовая цена на открытки, как правило, копеечная.
Второе место по популярности направления держит
Классические открыточные стандарты пляшут от стандартов типографических (полиграфические методы печати, нанесенная символика типографий) и, конечно же, от стандартов почтовых, обусловленных методами пересылки. Стандарт размера 9×14 см, принятый на Всемирном почтовом конгрессе в Париже, просуществовал с 1878 по 1925 год. После чего наступило время нового стандарта — 10,5×14,8. С 1904 года левую половину оборотной стороны открытки официально «назначили» носителем текстового послания адресату (до этого оборот служил исключительно для размещения адресной информации «куда, кому и от кого»).
Да, время не стоит на месте. И технологии тоже. Для сегодняшнего филокартиста открыты совершенно новые рубежи — карточки нестандартных форм и размеров, ограниченные тиражи (вплоть до единичных экземпляров), эксклюзивные дизайнерские открытки (нередко ручной работы, изготовленные из самых разных неожиданных и совсем не целлюлозно-бумажных материалов). Плюс, вместе с маркетингом и фирменным стилем пришла эра рекламных и корпоративных открыток. Настоящий Клондайк для филокартиста!
В последнем случае на руку коллекционерам играет даже разразившийся в мире кризис. Кто знает, сколько компаний канет в Лету, не выдержав финансовых передряг? И сколько корпоративно-рекламных иллюстрированных серий автоматически перейдет в разряд полиграфического раритета?
Это раньше филокартистам приходилось полагаться лишь на собственную интуицию. Сегодня коллекционеры открыток больше напоминают биржевых брокеров, чутко реагирующих на изменения внешней среды и рыночной конъюнктуры. Информация о переменах в буквальном смысле носится в воздухе. Ее надо лишь вовремя уловить, считать, проанализировать и интерпретировать. Как думаете, сколько через полвека-век будут стоить корпоративные открытки, скажем, некогда процветавшей компании Polaroid? В ушедшем 2008-м песенку Jingle Bells она грустно спела в последний раз этому жестокому диггитал-миру.
Даже в классическом направлении «Урбанистический пейзаж», столь горячо рекомендованном начинающим коллекционерам, возможна плановая филокартическая работа. Ведь архитектурное проектирование — вовсе не коммерческая тайна. Всегда можно заглянуть в замочную скважину градостроительной кухни и сделать соответствующие выводы о грядущих переменах — где что снесут, где что построят в ближайшем будущем.
Интуиция интуицией, а факты фактами. В увлекательной игре под названием «Филокартия» ставить можно на заведомо выигрышные комбинации. И это придает азарта довольно скучному, на первый взгляд, хобби. Не так ли?