Вьетнамцы во Вьетнаме
Во-вторых, Вьетнам — разный. Одно побережье отличается от другого, города не похожи. Самый потрясающий город — Хошимин. Его продолжают называть Сайгоном, даже сами вьетнамцы, европейцы тоже предпочитают это название.
Сайгон остается второй столицей Вьетнама — здесь и жителей в два раза больше, чем в Ханое, и экономика бурно развивается, и бизнес и туризм начинается именно с Сайгона.
Город с тройной архитектурой: французской (с колониальных времен), китайской и современно-урбанистической. Но архитектуры днем не видно — и смог, и очень стойкое ощущение, что в каждую данную минуту на данной улице находятся все до одного жителя. Причем все они пребывают в движении: справа несется один миллионный улей на мотороллерах (или байках), слева огромная процессия из велосипедов, тут же может втесаться новейшая «иномарка».
Очень красивы школьницы на велосипедах. И форма сама красивая, состоит из двух частей, очень женственная, производит впечатление совершенно чистой. Что в пыли и грязи выглядит странно и приятно.
И все куда-то страшно торопятся, у всех срочные дела, целенаправленность в каждом движении. Дорогу переходишь на свой страх и риск.
Покоя нет нигде — ни в центре, ни на окраинах, каждую данную минуту абсолютно все население находится там, где идешь ты.
Центр красив по-французски, один Нотр Дам Де Сайгон чего стоит. Огромный китайский район красив по-китайски со своими храмами и пагодами. Вечером все это перемежается жизнью бесконечных кафе — от простых забегаловок до ресторанов самой разной кухни.
Любители экзотики считают себя вправе съесть змею. Не везде, но есть специализированные кафе. Выбирается живая кобра, из нескольких в клетке. Пока из нее готовят пять блюд, такому любителю предлагается стакан крови с водкой. Чтобы запить пульсирующее змеиное сердце. Кровожадные гурманы кривятся, но номер отрабатывают.
Не знаю, едят ли сами вьетнамцы змей. Но вот что они пьют и из чего делают настойки — это заслуживает целого исследования. Такое впечатление, что настойки делаются из всего, что движется (ползает, плавает, летает) — змеи, само собой, черви, насекомые, летучие мыши, морская живность, даже птички. Эти настойки можно купить и в розлив (как у нас пиво) — дешево и может быть очень сердито.
А новейшую историю напоминают подземные ходы, по которым для диверсий из джунглей в город пробирались бойцы Вьетконга. Эти туннели очень узкие, рассчитанные на маленького человека, зато протяженность их — 200 километров.
Сайгон живет очень бурно. Да и в других районах впечатление такое, что все непрерывно строится, возводится. В курортных районах Вьетнама ощущения уже немножко другие. Ритм жизни более размеренный, есть городки — центры ремесла и искусства, есть городки — рыбацкие поселки. Места зачастую очень красивые.
Иностранцы во Вьетнаме
Встречаются, как и в Таиланде, европейцы, которые по полгода предпочитают жить во Вьетнаме: тепло, дешево, приятная атмосфера. Так и живут годами на две страны, толком не вписавшись ни в одну.
Так же живут и инструкторы по дайвингу. Инфраструктура дайвинга очень развита, во Вьетнам приезжают со всего мира команды инструкторов и вплоть до сезона дождей работают «в поле». Спрос большой, заработки неплохие, вот только семьей обзавестись им трудно, точнее, невозможно.
Есть замечательные места для оздоровления (в районе Чамских башен) — с бассейнами, ваннами, водопадиками, банями, массажами, спа. Причем все это рассчитано не только на иностранцев, но прежде всего на своих граждан. И очень дешево.
Кризисы приходят и уходят (закрыв глаза, повторяем как заклинание, потом еще раз повторяем…). Может быть, удастся и еще разок посмотреть страну — она того стоит. Страна работящих и доброжелательных людей. Очень быстро развивающаяся.