Прибаутку «Мы с тобою влюблены: ты — в картошку, я — в блины!», я в первый раз услышала в детстве от бабушки, и настоящим открытием, или даже откровением было для меня именно то, что, оказывается, вот так здорово и метко можно было охарактеризовать мои тогдашние искренние чувства к блинам. Я была в них по-настоящему влюблена!
Бабушка Аксинья очень часто пекла блины, и перед тем, как идти в школу, я с аппетитом могла отправить в рот парочку-другую тоненьких, нежных «блинков», макая их в растопленное масло. И тогда уже не страшны мне были ни сине-чёрное утреннее небо в звёздной крошке, ни крепкий сибирский мороз за стенами нашего небольшого домика… Благодаря блинам мне было тепло до самой школы.
Настоящий «блинный разгул» происходит у русских и у многих других народов на Масленицу, перед Пасхой.
Все знают, конечно, какими бывают эти масленичные гулянья. Тут и песни, и пляски, и выступления музыкальных и эстрадных коллективов, и катания с гор, и конкурсы с соревнованиями (на лучший анекдот, или «кто залезет на столб» и снимет петуха или сапоги), и импровизированные «капустники», изобилующие клоунадами, фокусами и фейерверками…
Но додуматься до такого, как додумались в Англии и Канзасе (США), где 12 февраля празднуют День блина… — до бегов со сковородками и блинами на них, — такое русскому народу и не снилось… Основоположницей такого «оригинального жанра» была некая домохозяйка-англичанка, жарившая некогда на своей кухоньке тихо-мирно блинчики… Но делала она это совсем в неподходящий день, а именно — в день Великого Поста.
Размечтавшись, видимо, о том, как же именно она сейчас будет поглощать свои вкусные творения — с маслом, мёдом, или со сментанкой, а может быть даже с клубничным вареньем, — она и забыла о том, что пора идти в церковь, а когда раздался колокольный звон, призывающий горожан на праздничную службу, бедная женщина, как была, в чепце, фартуке и со сковородкой в руке, ринулась в церковь со всех ног.
Сковородка с пылу с жару была очень уж горяча, и потому блин пришлось ещё и подбросить пару раз прямо на бегу, чтобы не пригорел. По крайней мере, так утверждает легенда. Произошёл этот забавный случай, якобы положивший начало традиции «блинных бегов», в городке Олни в Великобритании в 1445 году. Жители Олни — очевидцы происшествия — в большинстве своём, видно, развесёлые чудаки, даже и не удивились, а тем более не посмеялись над рассеянной хозяйкой и превратили весёлый казус в праздничную традицию.
Начиная с 1445 года «блинные бега», одобренные официально самим монархом, стали проводиться ежегодно по всей стране, а на их родине в Олни стали наиболее известными и престижными соревнованиями. Женщины разных возрастов в униформе «хозяюшек» — вышитых юбках, фартуках и кружевных косынках, должны были пробежать определенную дистанцию по центральной улице, время от времени подбрасывая на сковороде блин.
Теперь будущие участницы тренируются в «бего-блино-печении» весь год. Но из нескольких тысяч претенденток отбирают лишь 30 человек. Рекорд в наиболее быстром пробеге с рыночной площади до церкви (400 м) принадлежит Натали Томас, котрая пробежала дистанцию за 1,06 минут.
Традиция эта живёт не одно столетие, хотя время от времени и прерывалась такими печальными событиями, как война Алой и Белой Розы или Вторая мировая война в XX веке. Но, возрождённый в 1948 году викарием Олни Роландом Коллинзом, древняя традиция ожила вновь, и в том же 48-ом побежали опять по улицам Олни тридцать добровольцев-хозяюшек.
А вскоре, в 1950 году этим «видом спорта» воодушевились и жители города Либерал (США, штат Канзас), заинтересовавшись газетными фотографиями бегущих женщин, после чего гонки превратились уже в международное событие. Канзасцы решили соревноваться как внутри страны, между собой, так и с англичанами из Олни. На что те, гордые своим обычаем, с готовностью согласились.
И с тех пор Олни и Либерал ежегодно обмениваются делегатами, проводя гонки по всем правилам настоящих соревнований — с регистрацией времени, призами и торжествами в честь победителей. А блины, не упавшие со сковородок во время гонок, съесть считается особо престижным, и потому зрители тоже «соревнуются» за это право между собой. Последний день перед началом Великого Поста, который называется у католиков «Грешный Вторник» (по-французски Mardi Gras — «Жирный Вторник») — это последний шанс перед Постом, когда можно наесться до отвала масляных блинчиков.
В старо-английских традиционных рецептах блинчиков обязательно использовался эль. Немецкие и французские блины сюзетт, тонкие и хрустящие, сворачивают рулетом или складывают вчетверо, подогревая потом их в соусе из цитрусового сока, ликера и масла с сахаром.
Мексиканский тортильяс — это подобие блина, в который заворачивают разные, но чаще фасолевую или мясную начинку с томатным соусом. Американские блины — самые толстые и похожи больше на оладьи. Их подают с беконом и жареными помидорами, а сладкий вариант — с кленовым сиропом. Если надумаете испечь блинчики в этот день, то уж чего-чего, а рецептов этого блюда в нашей «ШколеЖизни» найдёте немало. А кушать их можно с чем душа пожелает: и с маслом, и со сметаной и сахаром, и с икоркой красной, и с грибочками.
И заворачивать в блин можно все, что хочется, в зависимости от вашей фантазии. Варенье, повидло, мясо, творог, даже креветочную начинку можно сделать! А вот это — самый простой рецепт вам для ориентира:
литр молока (слегка теплого),
1 яйцо,
столовая ложка сахара,
12 ложек муки,
1,5 ст ложки подсолнечного масла;
сначала растираем муку с яйцом, сахаром и солью, добавив немного молока (а лучше делать молоко пополам с водой — по 0,5л того и того), чтобы не было комков. Затем добавляем остальное молоко, подсолнечное масло — и на сковородочку.
Приятного вам аппетита!