За несколько часов до смерти он видел сон и рассказал новеллу, что отверг нищих духом, согласился идти в ад и толковать там о государствах с благородными душами — он до последнего вздоха спорил в мыслях с монахом, сжигавшим книги Плутарха, Платона, Аристотеля, Вергилия, Овидия в «кострах очищения», мечтавшим о равенстве, братстве, добре и справедливости для всех в обществе с ограничением свобод…
Знаете ли Вы, что мысли флорентийского политика и философа эпохи Возрождения Никколо Макиавелли многократно подтверждались ходом исторических событий в разные времена в государствах с тираническим правлением, в которых борьба приводила к падению монархического абсолютизма и установлению республик. И особенно оправдал его представления о власти тирании ХХ век — век жестокости и преступлений против человечности фашизма и сталинизма.
Он поставил в центр своих исследований человека с его интересами, страстями, потребностями, как непосредственного участника любого политического процесса и предупредил человечество, что «…все происшествия мира имеют всегда соответствующие отношения с теми, которые уже прошли. Это происходит потому, что все человеческие дела вершатся людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти, и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты».
Его мысли предупреждали человечество о том, что изучающие историю должны уметь делать из неё выводы, что во всех государствах и у всех народов существуют одни и те же стремления и страсти, что природа человеческая неизменна, что тираническая власть развивает худшие из человеческих страстей: появление мелких тиранов и зависть их к крупным, алчность и жажду господства, стремление к интригам. Он определил, что народ, который смиренно долгие годы терпел тиранию, — это народ развращённый, утративший смелость, стремление к свободе, честность, независимость, патриотизм.
Он не только предупреждал, но и обвинял власть, устанавливающую режим тирании и превращающую народ своей страны в развращённый, готовый покорно служить любым господам, продаваться, лицемерить и подкупать: «Примеры, представляемые древними историками, доказывают, как тяжело народу, привыкшему жить под тиранической властью, сохранять потом свободу, если он даже и приобрёл её по какому-нибудь случаю…, и это понятно, ибо такой народ не что иное, как грубое животное, которое хотя свирепо и дико, но вскормлено в тюрьме и в рабстве».
Он преподал урок человечеству, но оно не поверило его рассуждениям и решило, что можно «железной рукой привести человечество к счастью», уничтожив частную собственность, заменив эксплуатацию человека человеком на эксплуатацию человека государством, установив тиранический режим диктатуры одной партии. И опять, через много лет проиграл флорентийский монах, насаждавший мораль, всеобщее равенство с ограничением свобод флорентийскому секретарю, осуждавшему режим подавления свобод и тех правителей, которые, «имея личную славу, становились тиранами».
Но жизнь преподала урок и флорентийскому философу. Стремясь вернуться ко двору и избавиться от бедности, он написал свои знаменитые Максимы (советы) государям, в которых рассказал, как с помощью хитрости, жестокости, циничного обмана, демагогии, страха, поощрения и других средств можно сохранить, расширить и усилить свою абсолютную власть.
Эта работа вызвала негодование у правителей: одни обвиняли его в стремлении разоблачить режим абсолютизма власти, другие в неслыханном цинизме. Он пытался собрать напечатанные экземпляры и их уничтожить, но и здесь не получилось…
Спустя четыреста лет после написания «Государя» в далёком Туруханском крае ссыльный большевик Иосиф Джугашвили будет читать сочинения Макиавелли, изданные в царское время, в шестидесятые годы XIX столетия, делая пометки на страницах. Он хорошо усвоит Максимы флорентийского секретаря и напишет о правителе «Пусть лучше боятся, чем любят». В 1934 г. он будет, усмехаясь, читать предисловие Льва Каменева к первому тому сочинений Макиавелли — второго тома не будет.
«Продолжатель» дела Ленина для утверждения абсолютизма партии успешно претворит в жизнь мысль своего заклятого врага Льва Троцкого: «Революционное господство пролетариата немыслимо без партии с непререкаемой внутренней дисциплиной, которая не может пойти на блоки ни с какими другими социалистическими организациями». Вывод же Макиавелли о превосходстве общественных интересов над государственными он проигнорирует
Пройдёт четыреста пятьдесят лет с момента написания строк: «Самое худшее рабство налагается государством…», и в советском обществе однопартийной тирании найдут подтверждение мысли Макиавелли о рабстве и бесправии, установленными гнётом государства.
Не забывайте об уроке Макиавелли, не наступайте на одни и те же «грабли истории», выбирайте достойных себе правителей согласно программе — максимум Аристотеля: «Для умения властвовать необходима не только добродетель гражданина, но и добродетель человека, ибо власть имущий должен быть нравственно совершенным».
Берегите свою жизнь и живите счастливо.