Возможно, по другому и быть не может, хотя бы потому, что большинство людей знают о болоте только понаслышке. Но поверьте — это уникальнейшая экологическая система, которая живет по своим законам и представляет собой «затерянный мир» для несведущего и «городок в табакерке» для исследователя.
Единственный «осколок ледникового периода»
Взять к примеру болото Целау, верховое болото, которое сохранилось в единственном числе, как «осколок ледникового периода» только в Калининградской области. В Европе, до Атлантического океана, таких болот уже не осталось…
— Целау образовалось от 8 до 10 тысяч лет, — рассказывает заслуженный эколог России Феликс Евгеньевич Алексеев. — В те времена на территории Самбийского полуострова был ледник. С одной стороны Виштынецкой возвышенности был ледник, с другой — кристально чистое ледниковое озеро. Балтийского моря тогда и в помине не было.
В постледниковый период вокруг этого озера возникли широколиственные леса — дуб, граб, бук, лиственница, ясень — эти деревья окружили озера полуподковой, оградив его от воздействия человека. К сожалению, жители восточной Пруссии постоянно расширяли пахотные земли и порядка 250−300 лет назад вырубили большую часть лесов, так что озеро ледникового периода начало заболачиваться.
К счастью, болото Целау оказалось не подвержено разрушению в советский период: эти земли отвели под военный полигон, а на земли министерства обороны СССР никто не покушался. Конечно, в постсоветский период в болото были проложены тропки: любителей клюквы и грибов в лесах хватало, но в целом, экосистема сохранилась.
2500 гектаров уникальной природы
Что собой сегодня представляет болото Целау? Это 5 озерковых комплексов, состоящих из 40 крупных и 200 мелких озер. Болота хранят огромный запас торфа и около 700 тысяч кубометров чистейшей отфильтрованной воды, которая питает речку Прохладная. Это без всякого преувеличения первозданный уголок дикой природы. Его общая площадь с прилегающими лесами — порядка 2500 гектаров.
— Однажды к нам приехала международная экологическая экспедиция, — продолжает Феликс Евгеньевич, — в ее составе были немцы, поляки, белорусы, литовцы. Польский профессор, одним из первых «окунувшись» в мир Целау, вдруг побледнел, у него свалились с переносицы очки, и мы увидели, что у нашего коллеги затряслись вдруг руки.
Он повернулся к нам и разжал одну из ладоней. По ней ползало какое-то насекомое. Я не энтомолог, поэтому и названия не запомнил. А поляк не скрывал своего потрясения:
— Представляете, во всей Европе существует только три экземпляра этого насекомого, все в частных коллекциях. Две особи пойманы в начале ХХ века в Финляндии, еще один уже не помню где, но с тех пор данный вид считается исчезнувшим. А тут хоть килограмм за час набрать можно…
Биологический мир
А вообще биологический мир Целау способен вызвать потрясение у любого ученого. Здесь гнездится несколько птиц, занесенных в Международную Красную книгу, например, золотистая ржанка, серый сорокопут. Есть несколько видов, занесенных в Красную книгу России. О некоторых видах хотелось бы рассказать.
Золотистая ржанка (Pluvialis apricaria)
Гнездится на крупных верховых болотах, в том числе Целау. Общая численность гнездящихся птиц составляет 8−12 пар. Обычна на пролете. Подвид Южная золотистая ржанка занесен в Красную книгу Российской Федерации.
Серый сорокопут (Lanius excubitor)
В Калининградской области редкий гнездящийся, пролетный и зимующий вид. Распространен местами. Регулярно по одной паре гнездится на Большом Моховом болоте и болоте Целау. Известны случаи гнездования в агроландшафте на сухих лугах с отдельными кустами и куртинами боярышника.
Луговой конек (Anthus pratensis)
В Калининградской области как гнездящийся вид в подходящих биотопах (сырые и мелиорированные луга, болота) распространен повсеместно.
На лугах в устье реки Преголи плотность гнездования составляет 48−68 пар на
1 кв. км, на лугах южного побережья Куршского залива — 33−55 пар на 1 кв. км.
На болоте Целау — до 104 пар на 1 кв. км.
А куликов здесь вполне хватает…
Растительный мир
Когда-то в детстве мне попалась книга, которая называлась «Растения-хищники». Их, охотников на насекомых, насчитывается несколько видов. Но меня больше всего поразила росянка. Листовая пластинка этого растения имеет лопатчатую форму и усажена сверху подвижными волосками с железистой головкой. Головку волоска окружает капелька густой липкой тягучей слизи. Мелкие насекомые садятся на лист, прилипают к нему, обволакиваются содержащей пищеварительные ферменты слизью соседних волосков и, в конце концов, перевариваются растением.
На Целау произрастает росянка английская. Растения активны в первую половину дня, примерно с 6.30 до 13−15 часов. У ряда особей наблюдается второй всплеск активности с 21−22 ч до 5 ч. утра. При этом срок жизни каждого растения составляет в среднем два года.
А всего здесь насчитывается порядка полутора десятков растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Почва и богатство недр
Почвенный слой на болоте довольно тощий, толщиной от 30 до 80 см. А под ним находится огромный пласт жирной глины. Во времена Восточной Пруссии во многих населенных пунктах действовали свои кирпичные заводы, кроме этого делали прекрасную черепицу и керамические трубки для мелиорации. Кроме того — здесь огромные залежи торфа — по самым скромным подсчетам около 12 млн тонн. Но для того, чтобы его добывать, надо поставить крест на уникальном болоте, а на это пока, слава Бога, никто не пойдет.
Есть еще одно очень перспективное направление. Россия, как известно, подписала Киотский протокол, в котором, кроме всего прочего, прописаны обязательства по уменьшению эмиссии парникового газа. Целау — уникальный природный механизм стока и резервирования атмосферного углерода. Скажем, в растениях и травах углерод сохраняется год-два, в деревьях — примерно столетия, а в болоте фиксируется тысячелетиями. Таким образом, Россия вполне может продавать свои квоты на резервирование углерода. Ведь болота — самые надежные резервуары…
«Есть одна у летчика мечта…»
— Я очень надеюсь, что удастся решить вопрос с министерством обороны и превратить уникальное болото в особо охраняемую зону, в ландшафтный заказник, — подводит итог Феликс Алексеев. — Сделать здесь заповедник — значит вложить колоссальные средства, на это вряд ли кто пойдет в условиях финансового кризиса. Но охранять уникальный уголок нетронутой природы мы просто обязаны.
И знаете, какая у меня есть мечта? Чтобы к нам, наконец, вернулись тетерева и начал бы снова гнездиться сокол-сапсан. Последний такой случай зафиксирован в начале ХХ века. Но если обеспечить надежный режим охраны и восстановить «тишину», то они вернутся.
Слишком хорошие здесь места…