Живут они во Вьетнаме, в Камбодже (где частично уничтожены за незнание кхмеркого языка, что считалось преступлением в годы правления «красных кхмеров»), Таиланде. Язык их относится к австронезийской языковой семье. Большая часть — индуисты-брахманиты, есть и мусульмане-сунниты. Все это в сочетании с верой в духов, наличием разнообразных табу.
Откуда они пришли — существуют разные версии. Когда-то их было много, и они занимали большой ареал. Подвергались военным нашествиям, сами совершали набеги.
А ведь тямы — создатели большого и сильного государства Тьямпа, или Чампа (а также синонимично — Линьи, Ламап, Хуанван, Хоанг-выонг-куок, Тьемтхань, Чжаньчэн). Это государство просуществовало более 10 веков. Была и собственная письменность, одна из самых древних в Азии (сохранилось около 200 рукописей на этом языке — исторического, мифологического, астрологического характера). А в XV веке государство исчезло…
Когда-то китайские хроники описывали тямов как воинственный и музыкальныый народ. А ученый и путешественник араб Мухаммед Ибн Батута описал некую таинственную страну Тавалиси, которая и была когда-то знаменитой Тьямпой.
Из богатого культурного наследия сохранились храмы: Тямские башни, выстроенные из кирпича (находятся в списке культурного наследия), — там же тямы и молятся по сию пору. Сохранились и песни, и танцы (интересен танец огня у мужчин). Многие замечательные произведения тямской культуры (резьба по камню) хранятся в Музее тямов.
В прошлом — прекрасные мореходы, тямы контролировали всю морскую торговлю, не брезговали и пиратством. Когда-то у них был даже флот — боевые джонки, боевые каноэ. Для обработки древесины использовались топоры, середина выжигалась огнем.
Ныне тямы ограничиваются ловлей маленькой рыбешки, которую коптят прямо на солнце, а потом продают. Несмотря на наличие обычной лодки и рыболовных сетей, рыбачат часто в тазах.
Чамские женщины любят распускать волосы, мужчины же собирают волосы в пучок. А также неравнодушны к усикам и бородке. Предпочитают саронги в качестве одежды.
Но самое поразительное: если восточные тямы живут в патриархате, то западные умудрились сохранить матриархат. И заодно те и другие говорят на разных диалектах тямского языка. Наверное, это не случайно.
У западных тямов главная фигура в семье — бабушка. Она принимает все семейные решения, получает все уважение и почитание. И родство — по матери, и наследство — дочери.
Предложение о браке делается девушкой. Она сама приходит в дом избранного жениха, уводит его, тот безропотно берет фамилию жены. Но какой бы она ни была главой семьи — занимается домом и детьми, а муж зарабатывает.
Получается, как не сохраняй матриархат, но добытчик все равно — мужчина, домохозяйка — женщина. Только очень-очень главная… Самая.