По своему антропологическому типу имхары — наиболее европеоидная из племён и кастовых групп туарегского общества. Придя в Африку, благодаря более совершенной военной технике и военной организации, использованию верблюдов (которых не было у коренного населения), а также другим достижениям культуры (в том числе — письменности), воинственные и более цивилизованные имхары достигли привилегированного положения среди местных племён.
Вторая, наиболее многочисленная группа туарегского общества называется «имрады» (имгады, амгиды). По численности их в 5−8 раз больше, чем имхаров. Антропологически имрады похожи на эфиопов, они темнокожи, низкорослы, волосы сильно волнистые, но они отличаются и от негроидов. Основным занятием имрадов было, да во многом и остаётся, разведение мелкого рогатого скота и ослов. Попав в подчинение имхаров, они стали разводить и знаменитых туарегских белых верблюдов. Каждому имхарскому клану было подчинено несколько имрадских, которые платили дань козами, а также безвозмездно предоставляли верблюдов имхарам во временное пользование, когда это требовалось.
На положении крепостных находились «харатины», которые с применением орошения выращивали финиковые пальмы, просо, бахчевые культуры, а часть урожая отдавали имхарам. По антропологическому типу харатины также похожи на эфиопов. В общинах имхаров и имрадов семьями жили «икланы» — негроиды, потомки чернокожих рабов. Они в основном пасли верблюдов и мелкий рогатый скот, принаждлежащий гоподам.
Особняком от других групп стояли лично свободные, но почему-то всеми презираемые ремесленники — «инадены» («энадены»), которые изготовляли оружие и другие железные, а также деревянные изделия традиционного быта туарегов по тысячелетним технологиям, рецептам и канонам. Были и промежуточные по статусу, смешанные по происхождению группы туарегского общества.
В одежде туареги предпочитают синий цвет, получаемый от краски индиго. Причём краской этой они одежду не пропитывают (воду экономят), а вколачивают её камнями. Поэтому при носке краска осыпается, попадает на тело и окрашивает его, за что туарегов прозвали «синими людьми» (именно синими, а не голубыми). Сами туареги по этому поводу утверждают, что краска на теле задерживает влагу, что позволяет пить меньше.
Главную и значительную часть рациона питания у туарегов составляют молоко и молочные продукты. Кроме того, в питании используется просо, иногда — пшеница. Важную роль в питании туарегов играют сушёные финики (не вяленые, которые продают у нас, а сушеные, как камешки). Финики толкут и едят с верблюжьим молоком. Хотя все считают туарегов животноводами, мясо они потребляют в пищу только в исключительных случаях — на семейных торжествах, в дни религиозных праздников, а также при опасности массового падежа скота от бескормицы (лучше съесть, чем пропадёт).
При еде туареги, в отличие от большинства мусульманских народов, пользуются ложками, что характерно только для них. Пьют они воду и молоко, а с начала прошлого века, когда в в Африке стали выращивать чайные кусты, туареги стали пить зелёный чай, заимствовав этот обычай у арабов. В качестве возбуждающего средства туареги используют табак, они его жуют и нюхают. Сегодня большинство туарегов ведут осёдлый образ жизни в поселках и городах, и лишь немногие из них, следуя обычаям предков (в основном имхары по происхождению), кочуют по Сахаре. Они везде находят общий язык с местным населением, заметную часть которого составляют их оседлые соплеменники.
И, наконец, самое интересное — о роли и месте женщин в обществе туарегов. У туарегов муж приходит в семью жены, а не наоборот, как у других африканских народов. Поэтому, в частности, чтобы уберечь род жены от духов, обитающих в голове пришлого чужака, все выходы из этой головы — рот, нос и уши — у него должны быть плотно прикрыты.
У туарегов именно женщины владеют землями и семейными ценностями, и исключительно они имеют право на развод. Дом туарегов называют по имени хозяйки — его главы. В случае развода муж покидает дом, оставляя там жену и детей. Мужчина может повысить свой статус, женившись на женщине с более высокой социальной ступени. Но при этом он сам должен быть знатного рода. Женщины сами выбирают себе мужа.
Мужчины-туареги считаются самыми сильными и безжалостными воинами, лучшими торговцами, то есть они достаточно независимы. И при этом, не имея семейных владений, муж обязан содержать семью. Женщины туарегов играют важную роль в накоплении и хранении культурной информации. Они владеют грамотой, сочиняют и поют песни под аккомпанемент однострунного смычкового музыкального инструмента под названием «амзад». Среди туарегов вообще всегда было много поэтов и романтиков. Женщины и после замужества могут дружить с другими мужчинами и женщинами (в европейском смысле).
Как показала история народа туарегов, ведущая роль женщин в обществе имеет не только свои плюсы, но и свои минусы. Это общество всегда отличалось некоторой анархичностью. Конфедерации туарегов жили обособленно друг от друга, объединяясь только в крайних случаях, например, для борьбы против общего врага. И поэтому они не устояли, когда появился грозный враг — арабы.
Видимо, только современное нам общество наконец нашло ключик к этой проблеме. Этот ключик — равноправие. Именно равноправие, а не равенство. Женщины и мужчины не могут быть равны по определению, потому что они — разные, у них есть в обществе специфические функции. А вот равноправными они могут быть. И тогда общество будет призывать людей не по половому признаку, а по наибольшей пригодности для выполнения общественной функции.
И при этом женщины всегда останутся женщинами — лучшей частью человечества, а мужчины — мужчинами (тоже ничего себе люди). И тогда не надо будет доказывать, кто лучше, а кто хуже: все хороши сами по себе. Поэтому, люди, будьте добры и доброжелательны друг к другу. И давайте жить дружно!.