Но, несмотря на тесную связь узоров татуировки с военными традициями маори, свою важнейшую роль «моко» играло в социальной жизни. Юношам и девушкам первые «та моко» наносились как символ перехода во взрослую жизнь.
По татуировкам можно было определить очень многое. Наиболее информативным было мужское «моко» — маскообразная татуировка на лице, которая состояла из следующих разделов:
• Ngakaipikirau (разряд). Центральная часть лба
• Ngunga (положение). Область вокруг бровей
• Uirere (разряд). Глаза и область носа
• Uma (первый или второй брак). На висках
• Raurau (подпись). Область под носом
• Taiohou (работа). Область щек
• Wairua (сословие). Подбородок
• Taitoto (статус рождения). Челюсть
Видно, что татуировка — это и паспорт, и родословная, и список подвигов в одном. Как правило, по тщательности исполнения рисунков можно было определить место, занимаемое аборигеном в обществе. Чем больше рисунков на лице, тем выше статус у их обладателя в племени. Аборигены, на лице которых вовсе не было «моко», теряли почти все общественные права: положение папа-теа (пустого лица) в обществе фактически являлось рабством. Покрывать тело «та моко» полностью имели право только вожди и их родственники. Вся маорийская знать обязательно носила «моко». Если же оказывалось, что татуировка на теле маори не соответствовала его статусу, то это каралось смертью.
Помимо социальной, была ещё одна важная причина, по которой маори столь много внимания уделяли татуировкам. Она заключалась в том, что аборигены были уверены, что «моко» повышает привлекательность её обладателя в глазах представителей противоположного пола. Мужчинам обычно делали тату на лице, спине, ягодицах (raperape), животе и бёдрах (puhoro). Татуировки женщин были более скромными, их попросту было меньше. Чаще всего они делались на губах (kaue) и подбородке. А также ягодицах, животе и бёдрах.
Столь популярное в средние века искусство «та моко» постепенно начало угасать в середине 19 века, когда англичане вторглись в Новую Зеландию. Непокорные воины маори, естественно, попытались оказать захватчикам сопротивление, которое впоследствии получило название «маорийские войны». Но аборигены проиграли европейцам, а спустя некоторое время мужчины маори практически перестали делать себе «моко». Женщины были верны традиции гораздо дольше, вплоть до двадцатого века. Для них татуировка являлась воплощением древней культуры, символом неповторимости маори.
В конце 19 века иглы пришли на смену долотам. Очевидные преимущества более современного инструмента: увеличилась скорость нанесения, сам процесс стал менее опасным для здоровья. Но вместе с этим «моко» потеряло свою, казалось, неотъемлемую часть — рисунки стали абсолютно гладкими. Год за годом традиция медленно умирала. Всё меньше новозеландцев видело смысл в замысловатых древних узорах.
Но неожиданно, в 1990-х годах, искусство нанесения «та моко» получило вторую жизнь: такая же ситуация годами раньше случилась и с забытыми кельтскими узорами. И мужчины, и женщины стали делать «моко» как знак культурного единства. Сей факт стал ещё одним подтверждением возрождения культуры и языка маори. Потомки воинственных аборигенов не только стали делать татуировки, но некоторые мастера даже вновь стали использовать uhi. На сегодняшний день в Новой Зеландии, в отличие от прежних времён, много женщин, которые занимаются нанесением татуировки.
Вот, собственно, и всё. Для себя я решил, что если и решусь когда-нибудь сделать себе татуировку, то это обязательно будет славянский мотив, а не узоры «та моко». Ещё могу сказать, что Майка Тайсона я не порицаю. Он сделал свой, надеюсь, осмысленный выбор, и никто не вправе его винить. Даже ведь возможно, что его далёкие предки были выходцами из Новой Зеландии.