Но когда вы окажетесь среди безмолвных гор Тайгета, вы пожелаете, чтобы путешествие по этому горному хребту не заканчивалось так скоро. Там царит своя особая атмосфера, воздух не тот, которым мы привыкли дышать. Потрясают тишина и могучесть высоких гор, которые теснятся своими крутыми известняковыми боками, оставляя лишь узкую ленту асфальта над обрывистым краем. Удивителен напоенный запахом осенней листвы воздух, завораживают зубчатые вершины высоко наверху, лесной мех, густо разбросанный по горам, нависающие над дорогой карнизы и арки из известняка и сланца.
Та необычная тишина не похожа на тишину ночной деревни, на тишину полей или пустынных улиц спящего города. Горы хранят молчание древнее, вековое, лишь изредка колышет его проезжающий автомобиль или автобус с туристами. Но даже они, кажется, тревожат эту тишину робко, стесняясь своего присутствия, боясь нарушить покой застывших великанов…
На самой вершине одной из таких гор расположен древний монастырь, от которого остались лишь руины. Под ним к подножию горы по всему склону раскинулось поселение Мистра, в котором в 1449 году был коронован последний византийский император Константин Палеолог. Автобус привозит туристов в монастырь, с которого начинается экскурсия, а сам съезжает вниз, ожидая, пока его пассажиры не пройдут всю Мистру сверху донизу.
К серым разрушенным стенам монастыря ведет лишь узкая каменная дорожка, совершенно не защищенная от необъятной дали, которая простирается вокруг. По ней едва смогут свободно пройти рядом два человека. Внизу микроскопическими квадратиками расположилась деревушка со смешным названием Щечка (только я не помню, как это будет по-гречески). И кажется, что стоит только раскинуть руки, как взлетишь и будешь плавно парить над всем этим прекрасным древним миром, что лежит у твоих ног. Там такая высота, что уши «закладывает», как в самолете, и хочется дышать, дышать глубоко и надышаться этой чистотой надолго, навсегда!
Монастырь этот не единственный в городе, но самый старый, который, вероятно, был построен задолго до того, как на склоне горы поселились люди. Сам город основали в начале XIII века франки, но очень скоро Мистра перешла под управление Византийской империи.
Будучи несколько изолированной от остальных земель империи неэллинистических государств, Мистра стала обособленной в политико-административном плане. Так сформировался Морейский деспотат (от слова Морея, которым называли в то время Пелопоннесский полуостров), управлял которым наследник византийского императора, носивший титул деспота.
За более чем 100 лет истории границы Морейского деспотата неоднократно менялись и к концу его существования охватывали почти весь полуостров Пелопоннес. Мистра являлась столицей деспотата и в то же время была фактически культурной и экономической столицей всей поздней Византийской империи.
Господство Мистры на Пелопоннесе продлилось до середины XV века. Даже после падения официальной столицы Византийской империи, Константинополя, город продолжал существовать, пока в 1460 году не перешел под власть Османской империи.
Хотя город превратился в руины, многие здания хорошо сохранились до наших дней. Монастырский комплекс Вронтохион, церковь Митрополи и грандиозный Дворец Правителей остались нетронутыми войнами и временем, а монастырь Пантанасса действует до сих пор, там даже живут и молятся несколько монахинь. Там же есть и небольшой музей, во дворе которого стоят в ряд большие глиняные горшки с рассадой. Они отлично гармонируют с терракотовой черепицей и каменными стенами древних зданий, создавая неповторимое впечатление старины и спокойствия.
Спускаясь вниз, можно пройти по каменным улицам, где вашими спутниками будут лишь воспоминания о живших здесь когда-то людях, их победах и поражениях, их славе и смерти. Растения красиво отвоевывают себе территорию, распускаясь пышными букетами среди руин, которые когда-то давным-давно были прекрасными домами, соперничавшими в величии с безмолвными каменными горами Тайгета.
Покидая Мистру, вы унесете с собой то щемящее ощущение ушедшего времени, которое всегда присутствует в таких седых и немногословных местах. Кто знает, сколько еще поколений побывают в гостях у этого величественного города-призрака, уже столько веков смотрящего с высоких гор на наш быстротечный мир.