«Где-где? В Караганде!» А что за город - Караганда?

Реклама

Как часто мы вспоминаем какую-то Караганду, когда нам задают некстати вопрос о местонахождении чего-либо. Я не исключение. Рифма хорошая, но заинтересовало меня, что же за город такой Караганда.

Оказывается, Караганды (так будет правильней) — второй по величине после Алматы город в Казахстане. Его площадь составляет около 550 квадратных километров, а численность населения на данный момент — около 500 тысяч человек.

Есть легенда, что название города Караганды произошло от низкорослого кустарника с желтыми цветами караганы, который в огромных количествах растет в окрестностях города.

История Караганды началась еще 175 лет назад, когда в один прекрасный день 1833 года казахский пастух Аппак Байжанов, прогуливаясь со своими отарами, в степях Сары-Арки нашел первые куски каменного угля. Произошло это в урочище Караганды, что на юге реки Нуры. Разжившись угольком, Аппак особо не обрадовался и в общем-то даже не осознал всей значимости своей находки, пока в здешних краях не появился купец Николай Ушаков, которому в 1856 году были переданы карагандинские земли. Ушаков естественно смекнул, что к чему, и быстренько начал разработку угольных месторождений. В том же 1856 году в эксплуатацию был запущен Ивановский открытый разрез, который назывался «Кара Забой».

Реклама

В 1904 году угольное месторождение при содействии Николая II приобрел сын бывшего президента Франции Клод-Эрнест Жан Карно. В 1907 году на уголь позарились англичане, которые купили карагандинские копи и владели ими вплоть до 1920 года, когда они вернулись в собственность уже советской власти.

Некоторое время из-за гражданской войны добыча угля не осуществлялась, однако уже в 1931 году советское правительство приняло соответствующее постановление о возобновлении разработок карагандинских месторождений и направило туда группу геологов под руководством профессора Гапеева. Эта экспедиция составила первый научно-обоснованный труд о запасах Карагандинских копей, где указывалось, что они составляют 4 миллиарда тонн угля на площади в 300 квадратных километров.

Реклама

Караганды начал интенсивно развиваться. Росло население, строились дома и предприятия. В итоге 10 февраля 1934 года поселку Караганды был присвоен статус города, а Карагандинский угольный бассейн был объявлен Всесоюзной стройкой.
К 1940 году город Караганды превратился в крупный промышленный и культурный центр. Однако не все так радужно в истории этого города. В 30-х годах в его окрестностях был построен огромный архипелаг КарЛАГ, площадь которого могли бы занять две Франции. На его территории тогда проживало около 65 тысяч заключенных и переселенцев. Существуют документы, которые свидетельствуют, что через КарЛАГ прошло около миллиона заключенных, которые работали в основном на угольных шахтах.

Реклама

В конце 30-х — начале 40-х годов в Караганде появилось большое количество депортированных туда корейцев, прибалтов, украинцев, белорусов, немцев, калмыков, чеченцев, греков, татар и представителей многих других национальностей.

Долгие годы Караганды активно развивался и рос. В связи с тем что многие деятели науки и искусства советского союза и зарубежья, после КарЛАГа оставались жить в Караганды, они смогли внести огромный вклад в развитие города, его культуры, науки и архитектуры. Сейчас это один из главных промышленных городов Казахстана. Он и сейчас активно развивается не только в промышленном направлении, но и в социальном, и культурном.

Из достопримечательностей города можно отметить музеи: Областной историко-краеведческий музей, Карагандинский областной музей изобразительного искусства, Карагандинский Экологический Музей; театры: Карагандинский областной казахский драматический театр имени С. Сейфуллина, Карагандинский областной драматический театр имени К. С. Станиславского, Карагандинский академический театр музыкальной комедии; православный храм; мечеть; этнопарк 10-летия Республики; международный бильярдный центр «Созвездие», спортивный комплекс «Казахмыс».

Так, что теперь, если меня в очередной раз пошлют в Караганду, я не обижусь и не расстроюсь, а если еще и купят билет, то с удовольствием там побываю!

Реклама