Обычно и первое и второе встречается одновременно — это последние из настоящих даяков-воинов хранят верность обычаям и традициям. За какие заслуги мужчины даяки получают право нанесения многочисленных татуировок?
У даяков существует обычай, согласно которому юноши отправляются в путешествие — познавать мир. В каждом племени, которое посетит молодой даяк, ему делают татуировку. Также любое важное событие в жизни воина сопровождается появлением на теле нового узора, а татуировка на шее означает, что перед вами человек, приносивший в племя отрубленную голову врага, а значит — настоящий воин.
В былые времена по татуировкам на теле даяка можно было прочитать историю его жизни, но сегодня этот обычай почти забыт, лишь некоторые старики могут похвастаться многочисленными рисунками. Женщинам татуировки наносят лишь на руки до локтя и на ноги до щиколоток. Вдобавок у каждой общины имеется своя племенная татуировка, её наносят на тело даже малым детям — традиция, которая, судя по всему, ещё долго не будет забыта.
Оторванные от цивилизации жители племён добывают всё необходимое для жизни в джунглях. Основы хозяйства даяков — земледелие, собирательство, охота и рыбалка. В непроходимых лесах даяки добывают ценные сорта древесины, фрукты, ротанг и даже мёд диких пчёл, используемые ими для обмена. Основная сельскохозяйственная культура, и в тоже время еда даяков — это рис, а главный фрукт — бананы. Помимо рыбы, реки дают даякам водоросли, которые аборигены используют для изготовления украшений. А также реки являются для даяков и баней, и прачечной, и даже источником питьевой воды.
Несмотря на то, что до 1950-х годов даяки наряду с железными использовали каменные орудия труда, цивилизация всё же постепенно берёт своё. Некоторые представители аборигенов перебираются жить в города, где получают образование и остаются работать, навсегда покидая родные места. В некоторых селениях теперь есть электричество и телефон, дети ходят в специальные школы. Регулярно жилища даяков посещаются врачами.
Но это не значит, что забыт традиционный уклад жизни. Оставшиеся верными духам предков аборигены соблюдают обычаи и традиции, а некоторые и вовсе отвергают все блага цивилизации. Но с каждым годом остаётся всё меньше даяков, которые, как и тысячу лет назад, живут вне времени, без календаря и дат, ориентируясь лишь по произошедшим значимым событиям.
Всегда непокорные даяки могли оказать достойное сопротивление врагу, но наступили смутные времена, когда охотники за головами оказались бессильными перед новым противником. Цивилизация пришла в тропические леса незваной: в огромных количествах индустриальному миру требуется древесина, нефть и газ. И промышленные корпорации беспрепятственно получают необходимое так, словно земли Калимантана необитаемы: никого не волнует ущерб, наносимый даякам и экосистеме в которой они обитают. В пятидесятые годы, например, лесозаготовки велись в пугающе больших для глобальной экологии размерах, и если на пути бульдозеров попадались селения даяков, то жителей попросту выселяли, а дома сносили.
Так правительство Малайзии достигало приличных темпов экономического роста за счёт лишь экстенсивного развития, основанного на потреблении природных ресурсов, ущемлявшем земельные права даяков. Как «охотники за головами» могут помешать уничтожению родных лесов, приближающему мир к экологической катастрофе? К сожалению, никак. Им остаётся уповать лишь на помощь организаций по защите окружающей среды, на гуманное отношение со стороны правительств, на человеческое сострадание.