Большая часть острова индонезийская — административный регион Калимантан. К северу от него находятся две малайские провинции: Сабах и Саравак, между которыми расположился султанат Бруней. На весь мир остров, название которого в переводе означает «алмазная река», славится, как кладовая природных ресурсов: покрытые тропическими лесами земли обеспечивают заготовку древесины, на Калимантане добывают нефть, газ и, конечно, драгоценные камни.
Но главная достопримечательность острова вовсе не троевластие и, конечно, не богатые запасы природных ресурсов. На Калимантане есть то, что в средние века стало поводом для пугающих легенд и таинственных историй. Речь идёт об аборигенах острова — первобытных племенах, испокон веков занимавшихся «охотой за головами». В это трудно поверить, но и в двадцать первом столетии высоких технологий, в разгар эпохи глобализации, кое-где на острове представители племён продолжают жить законами предков, законами первобытной жизни.
За последнее тысячелетие малайские переселенцы вытеснили племена коренных жителей вглубь острова, в его центральную часть, туда, где берут начало многочисленные реки. А в непроходимых джунглях реки — это единственное средство сообщения. И дикие племена, которые в прошлом заселяли весь Калимантан, стали именовать себя именно по названиям рек, на берегах которых проживали.
На сегодняшний день крупнейшими племенами являются: нгаджу, клемантаны, ибаны, кенья и кайяны. Есть и собирательное название представителей всех коренных народностей острова — даяки, что в переводе с малайского означает пренебрежительное — язычники. Так называли жителей острова более развитые и культурные малайцы в силу того, что у аборигенов не было ни единой веры, ни одного для всех бога.
Даяков можно разделить на тех, кто живёт в глубине острова, и тех, кто заселяет морские берега и устья рек. Морские даяки — ибаны, в былые времена славились как самые воинственные и кровожадные аборигены: за пиратство они были прозваны морскими дьяволами. Есть на Калимантане и племена, не ведущие осёдлый образ жизни. Это даяки-кочевники —
Кочевники никогда не были охотниками за головами, а наоборот становились жертвами более кровожадных соседей. Стоит сказать, что представители разных племён зачастую являются представителями разных этнических групп: говорят на разных наречиях, отличаются культурой нанесения татуировок и стилями резьбы по дереву, верят в разных духов.
Вплоть до девятнадцатого века даяки вели междоусобные войны, охотясь за головами. Такая верность традициям в первую очередь была вызвана тем, что стать мужчиной и получить право на женитьбу молодой даяк мог, лишь добыв заветный трофей. Даяки бы так и уничтожали друг друга, если бы не вмешались европейцы.
В 1839 году на острове появился англичанин Джеймс Брук. Он помог султану Брунея уладить местные конфликты, в том числе подавить мятеж даяков. За это ему пожаловали область около реки Саравак, где в 1842 году он основал город Кучинг, существующий до сих пор.
Так началась династия правления Белых Раджей, длившаяся около 100 лет. При Джеймсе Бруке даяки практически перестали охотиться за головами. В 1868 году к власти пришёл племянник Джеймса — Чарльз Брук, который расширил владения провинции до нынешних размеров и окончательно привил племенам мирные обычаи.
Последним Белым Раджой стал Чарльз Винер Брук, который сбежал из Саравака в Австралию во времена японской оккупации в 1941 году. Тогда англичане, потерпев поражение, натравили, в прямом смысле слова, даякских воинов на японцев.